Вопрос посетителя сайта:

Недавно видел по телевизору, как благословляли и освящали ядерный ракетный комплекс России. Я понимаю, когда в древности освящали щиты, мечи, луки и стрелы. Но как же можно освящать оружие массового поражения, которое может убить сразу миллионы людей? Более того, ядерное оружие и нашу планету, как пишут ученые, может уничтожить... Скажите, пожалуйста, с точки зрения богословия - это действительно нормально?
Валентин Ольшевский,
Москва

Ответ православного богослова:

Освящение оружия, а оружие нашего времени по преимуществу есть оружие ядерное, не есть благословение на убийство. Всякое благословение есть пожелание жизни, благословение церковное есть включение человека или предмета в замысел Божий о спасении мира во Христе. Можно попытаться богословски истолковать благословение военного потенциала России исходя из этого определения.
Всякое благословение, как и всякое истолкование, включает в себя несколько факторов.
1. Фактор человеческий. Есть обязанности по силам, а есть обязанности, которые по силе своей и ответственности превосходят возможности человека. Военные, в компетенции которых находится управление ядерным и ракетным потенциалом, несут на себе именно такую ответственность. Благословение «ядерного оружия» в данном случае есть молитва о помощи и молитва о хранении от ошибки. Это еще одно, современное измерение слов молитвы Господней «но избави нас от лукавого».
2. Фактор космический. Творение есть Божий мир, но мир этотнаходится в состоянии падения. Зло, активное и пассивное, проявляющееся на всех уровнях и во всех измерениях бытия, угрожает жизни единственной, здесь и сейчас, и жизни вечной, по ту сторону. Болезням, сопровождающим человека от жизни до смерти, соответствуют в духовном мире силы зла, действие которых ускользает от внимания человека и нейтрализуется в молитве Церкви. Молитва об освящении военных объектов есть слово Божие, звучащее и освящающее, препятствующее духовным злым силам присутствовать и действовать на месте, запечатленном Крестом в молитве освящения. Слова «но избави нас от лукавого» воспринимаются здесь буквально.
3. Фактор церковный. Церковь есть общество людей. Это определение, ставшее классическим и присутствующее как в богословии Фомы Аквинского, так и в православном катехизисе, означает, что христианство, а оно в классическом смысле и есть Церковь, хрупко. Церковь нуждается в защите, это Церковь, существующая повсюду, как Церковь Католическая, так и - в отдельно взятых странах - Церковь Православная. Выражения «католическая страна» или «православная страна» подчеркивают тот простой факт, что существуют страны нехристианские, и даже страны антихристианские. Благословение армии, военных объектов, ядерного потенциала есть молитва о защите христианства и Церкви в противостоящем им мире. Эта молитва есть и молитва сдерживания. «Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого».
Католическая Церковь есть церковь, распространенная по всей земле. Термин «вселенская», один из наиболее адекватных переводов слова «католический», по отношению к Католической Церкви понимается буквально. Именно поэтому слова православных иерархов, военных и просто сторонних наблюдателей по поводу благословения ракетного потенциала России в рамках католического понимания христианства и церкви кажутся не вполне ясными. Россия и Церковь здесь почти отождествляются. Чтобы понять легитимность такого отождествления, необходимо понять герменевтику православного построения церковности. Исторический путь православия привел восточное христианство к несколько иному самосознанию и самоосознанию, нежели христианство западное. Церковь есть, прежде всего, церковь-народ, церковь-страна, Поместная Православная Церковь. Отсюда - четкость патриотического самоопределения, граничащего с библейским ветхозаветным самосознанием народа Божия.
В контексте «военного благословения» такое самоопределение православия можно выразить словами «служение родине – служение христианству», что в католическом понимании выразилось бы иначе: «Служение христианству – служение родине». Здесь молитва Господня превращается в молитву Царства, молитву о всеединстве человечества во Христе, где не будет ни войны, ни оружия. По настоящему только христиане могут молиться о благословении оружия, ибо наступит время, когда «будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2, 4). Молитва Господня есть молитва о Царстве: «Да приидет Царствие Твое».
Августин Соколовски,
доктор теологии, Фрибургский Университет (Швейцария)

Ответ католического богослова:

Право на самозащиту – это принцип, который до сих пор существует в католическом вероучении, об этом говорится в Катехизисе Католической Церкви в п. 2308, где со ссылкой на II Ватиканский Собор оправдывается право на законную оборону, если «исчерпаны все средства мирного соглашения».
В последующих пунктах Катехизиса уточняются условия, оправдывающие оборонительную войну, и напоминается, что сегодня при определении этих условий большую роль играет «мощность современных средств разрушения».
Что касается ядерного оружия, поскольку его мощность несоразмерна оборонительным целям, оправдание его использования, и тем более его «освящение» считается совершенно невозможным.
В целом благословение оружия и войск сегодня рассматривается как практика, связанная с восприимчивостью и культурой прошлого, когда войны были более распространенными и всеобщими чем сегодня.
В наши дни Католическая Церковь в своей пастырской деятельности стремится главным образом оказывать в воинских структурах духовную поддержку, целью которой является духовное благо отдельных людей, при этом оставаясь как можно дальше от всякого компромисса с военной практикой как таковой.
Оправдания российских властей «необходимости» ядерного вооружения для обеспечения безопасности отечества (аналогичные оправданиям иранских правителей) также совершенно неприемлемы для Католической Церкви, как это было и во время «холодной войны»: Ватикан, начиная с шестидесятых годов прошлого века, пытался поддерживать попытки, направленные на ядерное разоружение, а в наши дни активно занимается проблемой переоборудования ядерных зарядов для использования их в гражданских и мирных целях.
О. Стефано Каприо,
доктор теологии, Папский Восточный институт, Рим

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...