Публикуем текст проповеди, которую Святейший Отец Бенедикт XVI произнес в Ватиканской базилике в торжество Пресвятого Сердца  Иисуса по случаю открытия Года священника.

Дорогие братья и сестры,
В антифоне к Магнификату мы будем сегодня петь: "Господь принял нас в Свое сердце - Suscepit nos Dominus in sinum et cor suum". В Ветхом Завете 26 раз говорится о сердце Бога, как об органе, выражающем Его волю: именно по отношению к сердцу Бога судят человека. Из-за боли, которую причинили Его сердцу грехи людей, Господь решает наказать их потопом, но затем, сжалившись над человеческой слабостью, прощает.
Затем есть еще один ветхозаветный отрывок, в котором тема Божьего сердца выражена абсолютно ясно: это в главе 11 книги пророка Осии, где в первых стихах дано описание любви, которую Господь проявил к Израилю на заре его истории: "Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего" (ст. 1). Воистину, на неустанное божественное предпочтение Израиль отвечает равнодушием и даже неблагодарностью. "Чем больше Я звал их, - вынужден констатировать Господь, - тем больше они отдалялись от Меня" (ст. 2). Но Он никогда не оставляет Израиль в руках врагов, ибо, как гласит стих 8, "Повернулось во Мне сердце Мое, - говорит Творец вселенной, - возгорелась вся жалость Моя".
Сердце Бога трепещет от сострадания! В сегодняшнее торжество Пресвятого Сердца  Иисуса Церковь предлагает нам созерцать эту тайну, - тайну сердца Бога, Который волнуется и изливает всю Свою любовь на человечество. Эта таинственная любовь открывается нам в текстах Нового Завета как безмерная страсть Бога к человеку. И в этой Своей страсти Он не сдается перед неблагодарностью и даже перед отречением избранного Им народа; более того, с бесконечной милостью, Он посылает в мир Сына Своего Единородного, дабы принял Он на Себя судьбу разрушенной любви; дабы, победив силу зла и смерти, мог вернуть сыновнее достоинство человеческим существам, ставшим рабами греха. Все это - дорогой ценой: Единородный Сын Отца приносит Себя в жертву на кресте: "Возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их" (ср. Ин 13,1). Символом этой любви, для которой и смерть не преграда, является Его пронзенный копьем бок. В связи с этим апостол Иоанн, очевидный свидетель распятия Христа, утверждает: "Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода" (ср. Ин 19,34).
Дорогие братья и сестры, спасибо вам за то, что, откликнувшись на мое приглашение, вы пришли на это богослужение, с которым мы вступаем в Год священника. Я приветствую кардиналов и епископов, в частности, кардинала префекта и секретаря Конгрегации по делам духовенства, вместе с их сотрудниками, и епископа Арсского. Приветствую священников и семинаристов из различных семинария и колледжей Рима; монахов и монахинь, и всех верных. Особо приветствую Его Блаженство Игнатия Юссефа  Юнана, Патриарха Антиохийского сиро-католиков, прибывшего в Рим, чтобы встретиться со мной и публично выразить "ecclesiastica communio" (церковное общение), которое я ему пожаловал.
Дорогие братья и сестры, давайте вместе поразмышляем о пронзенном Сердце Распятого. Только что, в кратком чтении, взятом из Послания св. Павла к ефесянам, мы еще раз слышали, что "Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом... и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе" (Еф 2,4-6). Быть в  Иисусе Христе - это уже означает сидеть на Небесах. В Сердце  Иисуса выражена сама суть христианства; во Христе нам была открыта и дарована вся революционная новизна Евангелия: Любовь, Которая спасает нас и дает нам уже сейчас жить в вечности Бога. Пишет евангелист Иоанн: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (3,16). И Его божественное Сердце взывает к нашим сердцам; Он приглашает нас выйти из нашей ограниченности, оставить нашу привычку во всем полагаться на себя, чтобы довериться Ему и, следуя Его примеру, сделать из самих себя дар безоглядной любви для других.
Если правда, что призыв  Иисуса "Пребудьте в любви Моей" (ср. Ин 15,9) обращен к каждому крещеному, в праздник Пресвятого Сердца  Иисуса, День освящения священства, этот призыв звучит с еще большей настойчивостью для нас, священников, особенно в этот вечер, когда мы торжественно отмечаем начало Года священника, объявленного мной по случаю 150-летней годовщины смерти Святого Арсского Пастыря. Мне сразу вспомнилось его прекрасное и волнующее утверждение, приведенное в Катехизисе Католической Церкви: "Священство - это любовь к Сердцу  Иисуса" (п. 1589). Разве можно без волнения вспоминать о том, что прямо из этого Сердца излился дар нашего священнического служения? Разве можно забыть о том, что мы, пресвитеры, были рукоположены для того, чтобы смиренно и авторитетно служить общему священству верных? Наша миссия, необходимая для Церкви и для мира, требует абсолютной преданности Христу и непрерывного общения с Ним; то есть, она требует, чтобы мы постоянно стремились к святости, как это делал св. Иоанн Мария Вианней. В письме, адресованном вам в связи с этим специальным юбилейным годом, дорогое собратья священники,  я пожелал высветить некоторые характерные аспекты нашего служения, ссылаясь на пример и учение Святого Арсского Пастыря, образца и покровителя всех священников, и особенно приходских пастырей. И пусть это мое послание послужит вам помощью и ободрением в том, чтобы этот год стал благоприятной возможностью для возрастания в близости с  Иисусом, Который рассчитывает на нас, Своих служителей, для распространения и упрочения Его Царства, для распространения Его Любви, Его Истины. И поэтому, "по примеру святого Арсского Пастыря, - так я завершил свое Послание, - позвольте себе быть покоренными Им, тогда и вы будете посланниками надежды, примирения, мира!".
Быть всецело покоренными Христом - вот цель всей жизни св. Павла, к которому было обращено наше внимание в течение Года Павла, который отныне близится к своему завершению; это было целью всего служения святого Арсского Пастыря, которого мы будем особо призывать в течение Года священника; это должно быть главной целью также каждого из нас. Для того, чтобы быть служителями Евангелия, конечно, полезно и необходимо учение, тщательное и постоянное пастырское образование, но еще больше необходима та "наука любви", которую постигают только "сердцем к сердцу" со Христом. Это Он призывает нас для преломления хлеба Своей любви, для отпущения грехов и для того, чтобы мы пасли Его стадо от Его имени. Именно поэтому мы никогда не должны удаляться от источника Любви, которым является Его Сердце, пронзенное на кресте.
Только так мы сможем действенно соучаствовать в таинственном "замысле Отца", который заключается в том, чтобы "сделать из Христа сердце мира"! В замысле, который осуществляется в истории, по мере того, как  Иисус становится Сердцем человеческих сердец, начиная с тех, кто призван быть к Нему ближе всех, - то есть, со священников. К этому твердому обязательству нас призывают "священнические обеты", которые мы произнесли в день нашего Рукоположения, и которые мы обновляем каждый год, в Страстной Четверг,  во время Мессы освящения елеев. И даже наши недостатки, ограничения и слабости должны также вести нас к Сердцу  Иисуса. Ведь, если правда, что грешники, созерцая Его, должны учиться у Него "скорби из-за грехов", которая помогает им вернуться к Отцу, то это в еще большей степени относится к священнослужителям. И как можно забыть о том, что ничто не заставляет столько страдать Церковь, Тело Христово, как грехи ее пастырей, особенно тех, которые превратились в "воров овец" (Ин 10,1и след.), или сбивают их с правильного пути своими частными учениями, или опутали их сетями греха и смерти? Также и к нам, дорогие священники, относится призыв обратиться и уповать на Божественное Милосердие, и мы также должны смиренно и непрестанно молить Сердце  Иисуса, дабы Он хранил нас от ужасного риска повредить тем, кого мы пытаемся спасти.
Перед началом богослужения в часовне хора я почтил реликвию святого Арсского Пастыря: его сердце, - сердце, охваченное пламенем божественной любви, которое приходило в волнение от мысли о достоинстве священника и говорило с верными трогательными и возвышенными словами, утверждая, что "после Бога священник - это все!... Что такое священник, мы сможем понять только на небе" (ср. Послание на Год священника, п. 2). Дорогие братья, пусть его  волнение передастся и нам, как для того, чтобы исполнять свое служение с благородством и преданностью, так  и для того, чтобы сохранить в душе истинный "страх Божий": страх лишить многих благ, по нашему небрежению или вине,  те души, что вверены нам, или - да не попустит этого Бог! - повредить им. Церковь нуждается в святых священниках; в служителях, которые помогали бы верным ощутить милосердную любовь Бога и быть Его убежденными свидетелями.  Во время евхаристической адорации, которая состоится после Вечерни, мы попросим у Господа, чтобы Он зажег в сердце каждого пресвитера огонь той "пастырской любви", которая позволит ему уподобить свое "я" с "Я"  Иисуса Священника, так, чтобы он мог подражать Ему в самом совершенном самопожертвовании. Да испросит для нас этой благодати Дева Матерь, Пречистое Сердце Которой мы будем завтра созерцать с глубокой верою. Святой Арсский Пастырь питал к Ней сыновнее почтение, настолько, что в 1836 году, еще до провозглашения догмата о Непорочном Зачатии, посвятил свой приход Марии, "зачатой без греха". И он ввел обычай часто обновлять это посвящение прихода Пресвятой Деве, наставляя верных, что "достаточно обратиться к Ней, чтобы быть услышанными", по той простой причине, что Она "желает прежде всего видеть счастливыми". Да сопровождает нас Пресвятая Дева на протяжении Года священника, который мы сегодня начинаем, чтобы мы могли быть убедительными и просвещенными наставниками для верных, которых Господь поручает нашим пастырским заботам. Аминь!
Папа Бенедикт XVI
Перевод – “Агнуз”

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...