"Тогда они (апостолы) возвратились в Иерусалим... И, придя, взошли в горницу, где и пребывали... Все они единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса и с братьями Его" (Деян 1.12-14).
Петр, Иоанн, Иаков, Андрей и другие: ученики Господа, друзья Иисуса. Мне часто хочется знать, что они думали о Марии, простой женщине из Назарета, которая была Матерью Того, кого они почитали за учителя и мессию.

Задавали ли они вопросы о Ее жизни и Ее семье? Рассказывала ли Она им об архангеле Гаврииле, о Вифлееме, о бегстве в Египет и о пророчестве старца Симеона? Было ли им стыдно в Ее присутствии вспоминать, что, когда все они разбежались, Она осталась стоять у Креста? Вдохновляли ли их Ее стойкость и вера? Старалась ли Она их ободрить в эти страшные часы между Страстями и Воскресением?.. Мы никогда этого не узнаем. Но, конечно, они почитали Ее и благоговели перед Нею, Матерью Господа.
Однако есть момент, который необходимо подчеркнуть: Мария пребывала в горнице с ними! У подножия Креста Она отождествляла себя со своим умирающим Сыном; теперь - с маленькой группкой учеников, с зарождающейся Церковью. Она разделяет их веру и надежды; они молятся вместе. Перед Вознесением Господь велел ученикам оставаться в Иерусалиме и там ждать "обещанного от Отца"(Деян 1.4) - дара Святого Духа. И в ожидании они молились все вместе- апостолы, бывшие там женщины и Мария!
Трудно определить, чем был в то время для апостолов Святой Дух. Возможно, они не имели никакого представления о Нем, но Мария знала об этом больше. Она уже знала, что такое Святой Дух. В Благовещении Ей было обещано Его нисхождение. Он был с Нею с первой минуты Ее жизни, освятив Ее и сделав возможным девственное зачатие и рождение Иисуса. Она ощущала Его присутствие всю свою жизнь и видела, как тот же Дух вел Ее Сына. Ожидала ли Она, что Сила Всевышнего сотворит в апостолах чудеса, подобные тем, что сотворила в Ней самой?
А потом Святой Дух снизошел на всех верующих, собравшихся на молитву, - и на Марию тоже. Пережитая Пятидесятница углубила Ее понимание спасительного замысла, приятие искупления Христова и ввела Ее в последний этап Ее духовной жизни.
С сошествием Святого Духа была установлена Церковь Христова. И несмотря на превосходство Марии, не Она, а Петр становится ее главой; апостолы становятся столпами Церкви; имя Иисуса, а не Марии, проповедуется народу. Когда христиане говорят о Церкви, они говорят о Церкви, основанной на апостолах, Мария же - ее член.
"Мария свята. Мария благословенна. Но Церковь больше Ее. Почему? Мария - часть Церкви, святой ее член превыше всех других; но все же - отдельный член целого тела. А если член - часть тела, то тело, разумеется, больше его. Господь - глава. Что это значит? Это значит, что глава нашей Церкви - Бог"(Св. Августин).
Хотя для Марии не осталось места в иерархической и сакраментальной структуре Церкви, христиане всегда ощущают, что Она, будучи членом Церкви превыше всех других, играет решающую роль в экуменическом диалоге. Что может больше ранить сердце матери, чем видеть, как ее дети враждуют друг с другом? В своей небесной славе Мария страдать не может, но если бы могла, Ее бы постоянно мучили разделения в Церкви, которая, вместо того чтобы давать свидетельство миру, часто сама сеет раздор.
Папа Иоанн XXIII предал II Ватиканский Собор под защиту Девы Марии. Собор определил, что место Марии - не на пьедестале, но внутри Церкви, с народом Божиим. Никакого специального документа о Марии не было разработано, этот вопрос был включен в Догматическую конституцию "Свет народам", гл. 8.  Без всякого сомнения, там и есть Ее настоящее место: Она принадлежит Церкви и является ее неотъемлемой частью. А где еще может находиться Мать Основателя Церкви, как не внутри ее?
Все христианские деноминации осознают, что присутствие Марии в Церкви оказывает большое влияние на экуменические усилия, в успехе которых заинтересованы все.
"Вместо того, чтобы быть источником разделения между нами, христианское размышление о роли Девы Марии должно стать источником радости и молитвы" (бр. Макс Туриан из Тэзэ).
«Мне кажется, что Мария пребывает в жизни народа Божия как приветливая и заботливая хозяйка, что освобождает наше сердце от огромных и мрачных пустых комнат, прежде закрытых. Ей более других пристало это делать, потому что Она - одна из нас и полностью предала себя Богу. Она - Мать Божия, благодатью ставшая дочерью Своего Сына. Пусть евангелисты, ищущие источник радости в слове Божием, назовут ее "блаженной" - принявшей в полноте благодать, которой и они живы (Евангелист Джон де Стаге)».
"Возможно ли нам утверждать свое единство с другими христианами, для которых марианское благочестие и богословие столь важны, если наша позиция обнаруживает в этом вопросе непонимание и безразличие? Я верю, что новое понимание Марии не только нужно, но и возможно. Его отправной пункт  в богословии Карла Барта, чьи размышления о Марии опираются на признание Ее роли в христианской вере и жизни. Я хотел бы выдвинуть тезис о Марии, вечно носящей Христа" (пресвитерианец Дональд Дэйв).
«Слова Христа на кресте: "Жено, се Сын Твой", позволяют нам с полным основанием считать Марию Матерью всей христианской семьи, Церкви, что существует на земле, чтобы являть собой общение в Святом Духе и быть домом для всех людей. Мы должны это принять. И, как все творение, и более того, Она должна указывать нам на Бога (меодист Гордон С. Уэйкфилд)».
«Простого присутствия Марии достаточно, чтобы все христиане собрались вокруг Нее.
Может быть, это прозвучит парадоксально, но я скажу, что если бы от всего Евангелия не сохранилось ничего, кроме того, что жила на свете Мария, т. е. что у Богочеловека Христа была Мать и Ее звали Мария, - этого было бы достаточно для Церкви, чтобы любить Ее, размышлять о Ее связи со Христом и прийти к богословским заключениям. Итак, нет необходимости в особых откровениях: Мария есть самоочевидное и неотъемлемое "измерение" Евангелия как такового». (православный богослов Александр Шмеман).
Выступая на Всемирном совете богословов в Брюсселе в сентябре 1970 г., покойный кардинал Лео Суэненс сказал: "О том, когда придет время восстановления единства, я знаю не больше, чем вы. Может быть, что христианам моего поколения суждено, как Моисею, видеть Землю Обетованную лишь издали. Однако, если я верно читаю знамения времени, час этот уже близко. Звезда, ведшая волхвов в Вифлеем, сияет в небе. Паломники, взыскующие единства, уже отправились в путь. Но вот звезда скрылась, и путь приходится сверять по карте. Но видно, что Вифлеем уже близко... Возможно, наши паломники, как и волхвы до них, увидят сначала Мать, и лишь потом Младенца. Трудно представить себе, чтобы дети, так долго отделенные друг от друга, вернувшись домой, не увидели, как Мать встречает их у порога и ведет к Господу".
Экуменический диалог должен вестись в вере, смирении, открытости духа, понимании сердцем, в молитве - как это делала Мария! Чисто спекулятивного богословия здесь недостаточно - оно часто приводило католиков к преувеличениям и оттолкнуло протестантов от Марии. По поводу догмата о Вознесении Марии архиепископ Каллистос Уэр пишет: «Тайна окончательного прославления Пресвятой Девы не должна рассматриваться как новая истина, дополняющая те, что уже были открыты в Писании. Скорее это плод проникновения в тайны Писания при наитии Святого Духа; поэтому доступен он только "тем, кто внутри».
Кто же они - те, кто внутри? Это те, кто в молитве познает Христа и Его слово, славит Господа и Его Мать в литургии, сидит у ног Иисуса учащего, чтобы услышать слово истины из Его уст, и помнит, что Мария делала то же, и следует Ее примеру. Вера питается молитвой.
«Пусть Мария всегда пребывает в нашей молитве, как пребывала с апостолами в горнице, пусть вдохновляет нас, чтобы мы в полноте понимали и посвящали себя исполнению завета Христова, дорогого и Ее сердцу: "Да будут все едино... и да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17.21).
И если мы должны признать, что сами в ответе за разделение, и молиться о новом единстве в вере и истине, то можем ли мы надеяться, что Ты, Матерь Божия, будешь молиться вместе с нами?" (Папа Иоанн Павел II).

о. Ежи Ягодзинский, SVD

«СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ», № 4 (109), 26 января - 1 февраля 1997 г.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...