21 апреля – память св. Ансельма Кентерберийского (1033 – 1109), архиепископа и учителя Церкви.
Биограф Ансельма, его секретарь и друг Эадмер, рассказывает, что в раннем детстве Ансельму привиделось, что он поднимается на высокую гору и приходит в в дом Господа, где его угощают чудесным белым хлебом. Проснувшись наутро в своей постели, он ни на секунду не усомнился, что его путешествие было реальностью, и настаивал на этом до конца жизни. Можно сказать, что в видении символически воплотилась вся дальнейшая судьба Ансельма: его постоянные скитания, упорное восхождение к вершинам мудрости, и хлеб веры, которая озаряла его душу светом человечности и милосердия.
В 15 лет Ансельм хотел поступить в монастырь, но его отец, влиятельный сеньор, воспротивился этому. Неудача настолько обескуражила юношу, что он тяжело заболел, а когда поправился - резко поменял образ жизни, предавшись разгулу и светским наслаждениям. Избранная дорога на целых десять лет увела Ансельма от его призвания. Но в 1059 году он, не в силах более выносить жестокость отца, покинул дом и отправился в Нормандию, где поступил в монастырь Бек, основанный его земляком Ланфранком. Становление Ансельма как ученого и как христианина началось достаточно поздно, но происходило очень быстро.
В 1063 году Ансельм стал приором Бека, а в 1078 году – его аббатом. В эти годы он написал несколько философских и теологических сочинений, а также множество писем, в которых отвечал на вопросы своих собратьев клириков, касавшиеся теории и практики христианского вероучения.
В своих трудах Ансельм, в частности, попытался предложить логические обоснования существования Бога. Эадмер описывает интересный эпизод, относящийся к истории самого известного из построенных Ансельмом доказательств. Ансельм несколько дней думал над тем, как точнее выстроить аргументацию, и, добившись, наконец, полной ясности, записал свои построения на восковых табличках. Эти таблички он отдал на хранение одному из монахов, но когда они ему понадобились, оказалось, что они исчезли. Ансельм напряг память, вспомнил все аргументы, записал доказательство на новых табличках и оставил их у себя. Однако через некоторое оказалось, что воск потрескался. С огромным трудом философ собрал рассыпавшиеся обломки и восстановил смысл текста, повелев на сей раз записать его на пергамент. Впрочем, при всем стремлении к рационализму, главным для Ансельма была все-таки вера. «Я хочу понять, насколько возможно, ту истину, которую знает и любит мое сердце, - писал он. – Мне не нужно понимание, чтобы уверовать, но нужна вера, чтобы понять».
Часть владений монастыря Бек располагалась в Англии, где после победы нормандского герцога Вильгельма Завоевателя над последним англосаксонским королем Харальдом (1066 год), правила нормандская династия и хозяйничали нормандские бароны. В обязанности аббата входило посещать время от времени монастырские владения, поэтому, начиная с 1078 года, Ансельм регулярно бывал в Англии, благо, Вильгельм Завоеватель поставил архиепископом Кентерберийским его друга Ланфранка.
При том что большая часть английских клириков (как и большая часть населения завоеванной и униженной страны) относилась к нормандцам враждебно, Ансельм сумел снискать их симпатии. Самым наглядным подтверждением этого служат рассказы Эдмера, известного своими мрачными, про-англосаксонскими настроениями. Возможно, здесь сыграло роль природное обаяние Ансельма, но в большей мере – его доброта, мудрость и способность понимать людей. Так, он проявлял необычную широту взглядов, отстаивая право на святость и поминовение нескольких англосаксонских святых, которых Ланфранк, с его строгим каноническим мышлением хотел исключить из календаря.
После смерти Ланфранка в 1089 году английские клирики и знать сочли Ансельма лучшей кандидатурой на роль его преемника. Но король Вильгельм Рыжий рассудил иначе: он предпочел вовсе не назначать архиепископа и самому получать причитающиеся ему доходы. Лишь в 1093 году, тяжело заболев, король испугался и решил изменить свою политику. По свидетельству Эадмера, Ансельм не хотел ехать в Англию, не желал принимать из рук короля епископский посох и относился к своему назначению крайне отрицательно. Будучи человеком принципиальным и умным, он ясно понимал, что общение с властными, своенравными и вспыльчивыми потомками Вильгельма Завоевателя не сулит ему ничего хорошего. Так и получилось.
Вильгельм Рыжий, как только поправился, попытался диктовать Ансельму (и возглавляемой им английской Церкви) свою волю, чему Ансельм категорически воспротивился. Противостояние архиепископа и короля (осложнявшееся наличием в тот момент двух Пап: законного Папы Урбана II и антипапы Климента) завершилось фактическим изгнанием Ансельма в 1097 году. Много лет он скитался по Европе, принял участие в нескольких соборах (в том числе внес свой научный вклад в обсуждение доктрины о нисхождении Святого Духа).
В 1100 году Генрих I, брат Вильгельма Рыжего, вступивший на трон после его гибели, пригласил Ансельма вернуться, но при одном условии – он должен был принять королевскую инвеституру. Ансельм отказался и его мытарства (как, впрочем, и мытарства Генриха) продолжились. Проблема окончательно разрешилась только в 1107 году, так что лишь последние два года Ансельм мог заниматься непосредственно делами своей паствы непосредственно, а не отстаивать интересы Церкви на идеологическом и теологическом уровне. Тем не менее, он был, наверное, первым из первых нормандцев, оставившим по себе в Англии добрую память.

Молитва святого Ансельма:

«Боже, дай мне узнать Тебя и любить Тебя, чтобы я мог находить радость в Тебе! Если же я не могу исполнить этого до конца в земной жизни, да стану я приближаться к цели хотя бы на шаг каждый день, пока знание, любовь и радость не изольются на меня во всей полноте. Пока я здесь, на земле, дай мне узнать Тебя полностью; и пусть любовь моя к Тебе становится глубже день ото дня, чтобы я мог любить тебя всем своим существом. Да найду я на земле радость в надежде, а на небесах – радость в исполнении надежд».

Также отмечается память: св. Анастасия Синаита II (700), св. Бартоломео Керверского, священника и мученика (1466), св. Беуно, аббата (630), св. Конрада Бирндорфера, монаха-капуцина (1894), св. Джованни Сациари, члена Третьего ордена францисканцев (1371), св. Маэлруббы, миссионера (722), св. Романа Адама Розалеса, мученика (1927), св. Этельвальда Фарнского, отшельника (699).

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...