Андрей - брат апостола Петра. Его греческое имя (Андреас - мужественный) и некоторая близость с греками, а также знакомство с греческим языком наводят на мысль, что он принадлежал к немногочисленному классу "эллинистов" - иудеев, воспринявших греческую культуру.
Первоначально Андрей был помощником своего брата рыбака (Мк 1,16). Затем - учеником Иоанна Крестителя. Вняв словам Предтечи об Агнце Божием, Андрей стал первым последователем Христа (См. Ин 1,35-42) и привел к Нему своего брата Петра. С этого времени они следовали за Спасителем до самой Его крестной смерти.
В Евангелии он вспоминается: когда заявил Спасителю о мальчике с рыбами и хлебами (См. Ин 6,8); вместе с Филиппом заявил Христу о желании греков повидать Его (См. Ин 12,22); вместе с Петром, Иаковом и Иоанном просил объяснить смысл предсказания о грядущем разрушении храма и указать причины приближения скончания века (См. Мк 13,3-4). Имя Андрея упомянуто в числе апостолов, собравшихся на молитву после Вознесения Господня (См. Деян 1,13-14).
Древнее церковное предание, идущее еще от первых веков христианства (Ипполит, Ориген и последующие Отцы Церкви, а также апокрифы) признает ап. Андрея благовестником Евангелия в Греции, Византии и в Европейской Скифии, под которой подразумеваются южные пределы нынешней России. Но в каких именно уголках Европейской Скифии он проповедовал и как далеко прошел по направлению к северу - неизвестно.
В России со времен "Повести временных лет" летописца Нестора (XII век) св.  Андрей почитается всехвальным апостолом, освятившим знамением креста языческую Русь и предвозвестившим ее просвещение верой Христовой после того, как вознес крест на горах киевских - будущей колыбели христианства на Руси. По легенде, апостол водрузил на нем  пояс Христа. Позже, в XI в., при проектировании собора Киево-Печерской лавры длина пояса Спасителя "послужила" основной единицей измерения, стала общерусским модулем храмостроительства.
Согласно преданию, после Пятидесятницы Андрей проповедовал на берегах Понта - в Скифии, дошел до земель, где теперь располагается Киев, и на одной из гор водрузил крест с пророческими словами: "Видите эти горы. Поверьте мне, на них воссияет благодать Божия". Вот что пишет об этом историк XIX столетия: "Был апостол в Киеве или нет, - достоверно только то, что предание об этом укрепилось в сознании народа и в течение многих веков пользовалось таким всеобщим доверием, что получило значение вполне историческое, войдя в историю народа русского как действительный, свершившийся факт. Как результат живой веры в проповедь св. Андрея в 1086 году является в Киеве церковь во имя этого апостола, она была заложена вел. кн. Всеволодом Ярославичем. В начале XIII века на самой уже горе, с которой, по преданию, апостол изрек свое благословение и на которой водрузил крест, построена церковь во имя Воздвижения Креста Господня; а в 1774 г. на той же горе и до сего времени красуется великолепный храм св. Андрея Первозванного - архитектурное чудо великого Растрелли. В храме же стоит крест, по преданию, воздвигнутый Андреем".
Согласно преданию, апостол доходил и до земель, где впоследствии возник Новгород. Этим объясняется то, что большинство русских обителей, где почитался св. Андрей, были основаны в пунктах его предполагаемых остановок на Янтарном пути, позднее названном путем "из варяг в греки". Существует легенда, что апостол привёз в Скифию некоторые святыни, ставшие центрами, вокруг которых собирались верующие. Так, в IX столетии в Синопе паломникам показывали кафедру, сложенную из черных камней, на которой он "проповедовал". Во второй половине XI в., после схизмы 1054 г., почитание св. Андрея Первозванного на Руси решительно вытесняет культ св. Папы Климента, который ранее, при содействии кн. Владимира, был провозглашен покровителем России.
После Скифии ап. Андрей, по легенде, перешел во Фракию, был в Греции, где и принял мученическую смерть в городе Патры (Патрас). Предание о том, что он был пригвожден ко кресту, поперечные брусья которого были скреплены наискось, наподобие буквы "Х", имеет позднейшее происхождение. Однако в дальнейшем подобная форма получила название "Андреевского креста". Год, в котором Андрей был распят, неизвестен, но в последний день ноября восточные и западные христиане празднуют память его кончины.
Мощи св. Андрея в 357 году были перенесены из Патр в Константинополь, т. к. с древнейших времен апостол считается просветителем и покровителем столицы Византийской империи. В его честь был построен храм императором Аркадием, освящены два монастыря. До сих пор 30 ноября считается в Константинополе великим праздником.
В 1208 году мощи св. Андрея были перевезены крестоносцами в Амальфи (Италия). В 1462 г. по распоряжению Папы Пия II голова апостола была перенесена в собор св. Петра в Риме. В ходе II Ватиканского Собора после торжественного почитания этой реликвии Отцами Собора, голова апостола была передана представителю Православной Церкви в Греции.
В Москве сложилась особая традиция почитания св. Андрея, т. к. люди верили, что в Чудовом монастыре сохраняется левая рука апостола. В наши дни в столице сохранились лишь два храма, посвященные Андрею Первозванному - православный (освящен в 1916 г.) на Ваганьковском кладбище и англиканский (построен в 1882 г.) в Вознесенском переулке.
Согласно "Сказанию кратку" о Валаамской обители XVI в., апостол предсказал возникновение на Ладоге двух великих обителей - Валаама и Коневца. На берегу Никоновой бухты, где, по преданию, Андрей установил каменный крест, позднее появилась остроглавая часовня. Здесь селились рыбаки, приплывавшие осенью с разных краёв озера ловить рыбу в помощь обители. В часовне апостола рыбаки молились перед ловлей и по её окончании, ведь св. Андрей также занимался рыбным промыслом и почитаем как покровитель рыбаков и мореплавателей. Русский обычай ставить на возвышенностях поклонные кресты также идёт от легенды о св. Андрее.
В 1698 году Петр I учредил орден Андрея Первозванного, который имел только одну степень. Выглядел он так: синий крест в двуглавом, тремя коронами увенчанном орле, представляющий распятого на нем апостола Андрея и имеющий по четырем концам латинские буквы SAPR - Sanctus Andreas Patronus Russiae - а на другой стороне, в середине орла, хартия, на которой начертан орденский девиз "за веру и верность". Такой же орден учрежден в Шотландии, которая чтит святого как покровителя своей страны.
Ольга Ломакина

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...