Март

31 марта - память св. Гвидо Помпозианского (1046).
Гвидо родился под Равенной в состоятельной семье, юношей отличался умением хорошо, со вкусом одеваться, пока однажды не пережил обращения к Богу, проявившегося прежде всего в отвращении к собственному изяществу. Во время праздника св. Аполлинария, покровителя Равенны, он пришел в город и раздал нищим свои богатые одежды, переодевшись в рубище. Три года он жил послушником у отшельника на острове посреди реки По, а затем, по совету наставника, поступил в монастырь Помпоза под Феррарой.
Учитель Гвидо был настоятелем и этого монастыря, и монастыря св. Северина в Равенне. Впоследствии Гвидо стал его преемником на этих постах. Св. Петр Дамиан посвятил Гвидо свою книгу "О монашеском совершенстве". Однако некоторых его благочестие раздражало. Архиепископ Равенны, собрав  вооруженный отряд, двинулся на монастырь с намерением его разрушить - возможно, видя в Гвидо соперника в сложных интригах, связанных с соперничеством между папством и германскими императорами.
Гвидо, хотя и знал об этом, ограничился тем, что попросил монахов три дня усиленно поститься. Когда епископ пришел, аббат встретил его со смирением и почтением, проводил в церковь, и тот смягчился. В последние годы жизни Гвидо жил затворником, но оставил свое уединение по просьбе императора Генриха III, пригласившего его к себе в Пьяченцу. Аббат попрощался с собратьями, предвидя, что не переживет пути, и, действительно, скончался под Пармой.
Также отмечается память св. Бальбины Римской, мученицы (130), св. Бартоломео Бланко, св. Вениамина, диакона и мученика (421), св. Бонавентуры да Форли (1411), св. Кристофера Робинсона , мученика (1598), бл. Даниэла, мученика (1411), бл. Жана Тулузского (1286), св. Маврикия Миланского, епископа (670), бл. Наталии Туласевич (1945).
30 марта - память св. Иоанна Лествичника (650).
Сын святых Ксенофонта и Марии, Иоанн в 16 лет пришел в Синайский монастырь. Его наставником стал авва Мартирий; через четыре года он решил, что Иоанн уже может быть монахом. Пятнадцать лет Иоанн провел рядом с учителем, а когда тот умер, ушел в пустыню, где прожил еще сорок лет. У него самого были ученики, к нему постоянно приходили за советом и назиданием. Смирение Иоанна проявлялось прежде всего в том, что он взял себе за правило никогда никому не противоречить.
Правда, нашлись монахи, которые не поленились совершить долгий путь, чтобы посетовать Иоанну: не к лицу, мол, пустыннику проповедовать, в пустыню идут, чтобы молчать. Тогда Иоанн действительно принял обет молчания. Через год те же самые люди пришли к нему и просили не лишать их - да и других тоже - душеспасительных бесед.
Папа Григорий Великий писал Иоанну, прося помолиться о нем. В 75 лет Иоанн был избран игуменом Синайской обители и в оставшиеся четыре года своей жизни написал знаменитую книгу «Лествица духовная» (от названия и прозвище; на греческом оно звучит как «Климакус», звали Иоанна и Схоластиком), которая стала учебником для всякого, желающего достичь духовного совершенства монашестве. Свой идеал древняя монашеская традиция обозначила как «бесстрастие».
Иоанн дал блистательное определение этого понятия: «воскресение души прежде воскресения тела». «Прощение грехов можно получить в мгновение ока, - писал он, - но никто не обретет в мгновение ока того спокойствия души, которое дается длительным усилием, многими трудами и помощью Божией».
Примечательно, что сам Иоанн был чужд крайностей. «Я не постился чрезмерно и не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле, но смирялся - и Господь скоро спас меня». Подниматься к небу и не возгордиться, чрезвычайно трудно. Но Лествичник напоминает, что подлинно смиренный человек - не тот, кто сам себя бранит, а «тот, кто, будучи укорен другим, не начинает любить его меньше». Многие советы Иоанна не несут в себе ничего специфически христианского, призывают просто быть порядочными, благородными людьми. Другое дело, что их нельзя выполнить иначе, как чудом.
Также отмечается память бл. Амадея (1472), св. Антонина Давели, Мартина Хуина, Иосифа Чанга Чу-ги, Фомы Ча-сона, Луки Хванга, мучеников (1866), св. Клина, аббата Монте-Кассино, бл. Додо из Аша, монаха (1231), св. Домнина, мученика, св. Иоахима Флорского (1202), св. Леонардо, основателя конгрегации св. Иосифа (1900), св. Людовика Касторского, св. Мартина Сальвитиерского, св. Осбург Ковентрийской, аббатиссы (1018), св. Пьетро, монаха-францисканца (1456), св. Ругула , епископа (260), бл. Реституты Кафки, мученицы (1943), св. Секунда Астийского (119), св. Верона Лембикского (863), св. Зосимы Сиракузского (660), св. Григория Ассизского (1600), св. Хулио Альвареса Мендозы.

28 марта – память св. Стефана Хардинга (1134), аббата Сито.
Стефан родился на юго-западе Англии. Он поступил в монастырь Шерборн в Дорсете, но спустя какое-то время вернулся в мир, уехал в Шотландию, а потом – на континент. Несколько лет он изучал свободные искусства во Франции, потом вновь обратился к Богу и отправился в покаянное паломничество в Рим, во время которого целыми днями повторял псалмы.
Вернувшись из паломничества, Стефан поселился в монастыре Молезм. Однако нравы монастыря, в котором не соблюдалось никакого устава, его разочаровали и он, вместе с св. Робертом Молезмским, св. Абельриком (память – 26 января) и еще несколькими монахами, основал новый монастырь с более строгими правилами – Сито.
В 1109 году, после смерти Абельрика, Стефан стал его преемником. Хотя он не был первым цистерцианским аббатом, его вклад в создание ордена, возможно, даже больше, чем вклад Абельрика или Роберта. Реально организационная структура ордена сформировалась именно при нем. Он считается также автором сочинения Carta Caritatis, ставшего основой для цистерцианского устава. Стефан возглавлял Сито, когда там появился двадцатидвухлетний Бернар – будущий святой Бернар Клервосский, которого впоследствии он же назначил аббатом Клерво.
Полагают также, что именно Стефан является создателем так называемой Библии Сито, красивой иллюстрированной рукописи, напоминающей по оформлению английские рукописные книги рубежа IX-XII в.
Также отмечается память св. Алкеда из Мидлгэма (800), бл. Антонио Монтикианского, отшельника (1311), св. Кастора Тарского, мученика, св. Кирилла Гелиопольского (362), св. Конана из Нези (1236), бл. Кристофера Уортона (1600), бл. Жанны Марии Моле (1414), св. Гонтрана, короля (592), св. Иллариона (VIII в.), аббата, св. Приска, Малка и Александра, мучеников (260), св. Протера (454), св. Ренаты Марии Феллатро, мученицы (1794), св. Гундлинда из Нидермюнстера (750).
29 марта - память свв. Гвинллива и Гвладис Уэльских (VI), родителей одного из самых почитаемых валлийских святых – святого Кадока.
Гвинллив был военным вождем в юго-восточном Уэльсе. Он посватался к Гвладис, дочери короля Брихана из Брекнока, отца двадцати четырех детей, а когда получил отказ, прискакал с воинским отрядом в триста человек и украл невесту. Поздняя легенда гласит, ему помог в этом предприятии король Артур, остановивший преследователей.
Артуру так понравилась Гвладис, что он едва не отнял ее Гвинллива, но два рыцаря удержали его от этого безрассудного шага. Первенцем от этого брака стал Кадок, который, повзрослев, убедил своих родителей оставить разбой и грабеж, которые считались в те времена высшей доблестью, и обратиться к Богу. Супруги поселились на холме Стоу в Монмутшире, где и по сей день стоит церковь, посвященная Гвинлливу (Вулло).
Они жили трудом рук своих и, как с понятным восхищением отмечает биограф, "мылись столь же часто в зимнюю стужу, как в летнюю жару", спускаясь к реке Уск у подножия холма. Кадок, однако, настоял на том, чтобы родители, в конце концов, разделились. Гвладис переселилась в Пенкернау. Гвиллив жил в полном одиночестве, на хлебе и воде, проводя дни в молитве. Лишь в день смерти его навестили его сын Кадок и другой валлийский святой – Дифриг, которые исповедовали причастили умирающего.
Также отмечается память св. Армогаста, Архинина и Сатурнина, мучеников (460), бл. Бертольда, приора ордена кармелитов (1195), св. Евстахия Наполийского, епископа (625), св. Иоанна Хембли, священника и мученика (1587), св. Вильгельма Темпье, епископа (1197), св. Людольфа Раценбургского (1250), св. Марка Аретузского (362), св. Симплиция (570) и Константина.

27 марта – память св. Геласия, архиепископа Армага (1174).
Геласий был сыном известного ирландского поэта Диармайда. Его церковное служение продолжалось более полувека: 16 лет он был аббатом Дерри и 36 лет – архиепископом Армага.  За время своего епископства он провел немало важных для ирландской церкви преобразований.
В частности, в 1162 году на синоде в Клане было принято решение, согласно которому только клирики, прошедшие обучение или аттестацию в Армаге, могли преподавать богословие и литургику в церковных и монастырских школах. Таким образом, решалась, в частности, проблема унификации литургии. Также при Геласии был перестроен кафедральный собор в Армаге. По преданию он первым из ирландских епископов получил палий от Папы.
Период, на который пришлось служение Геласия, был трудным и трагическим для Ирландии. В 1155 году Папа Адриан IV, англичанин, в одной из первых своих булл поручил английскому королю Генриху II «заботу об исправлении нравов ирландской Церкви», что фактически развязывало королю руки для вторжения в Ирландию.
В тот момент угроза не осуществилась, но в 1167 году представители одного из двух ирландских кланов, соперничавших за верховную власть, пригласили в качестве наемников нормандских баронов, живших в Англии. В награду за услуги они отдали им земли в окрестностям Дублина. Это оказалось непоправимой ошибкой. Нормандцев становилось все больше и больше, и выгнать их с острова уже не представлялось возможным.
Геласий делал все, что было в его силах, чтобы воспрепятствовать расселению нормандцев в Ирландии, а также предупреждал ирландскую знать, с восторгом приветствовавшую в 1171 году короля Генриха II и в массовом порядке приносившую ему вассальные клятвы, чтобы они не верили его показному дружелюбию английского воастителя. 
Время показало, что он был прав: надежды ирландцев на то, что Генрих защитит их от ими же приглашенных баронов, оказались тщетными, а принесенные клятвы обернулись порабощением. Геласий пытался отстоять хотя бы независимость ирландской Церкви, но и в этом не преуспел.
В том же 1171 году на синоде в Кашеле было решено, что отныне литургия в Ирландии будет совершаться по английскому образцу. Геласий в синоде не участвовал, поскольку находился в это время в Ольстере, пытаясь поднять своих соотечественников на борьбу против англичан. Он потерпел неудачу. К счастью для него, Геласий не увидел всех катастрофических последствий случившегося: школа в Армаге была закрыта в 1188 году, а спустя полтора столетия последний епископ-ирландец покинул армагскую кафедру.   
Также отмечается память св. Амана Хальберштадского, епископа (853), св. Александра, мученика (III в.), св. Августы, мученицы (100), св. Филета. Лидии, Македона, Феопрепа, Кронида и Анфилоха, мучеников (II в.), св. Францеско Фаа ди Бруно, священника (1888), св. Панацеи де Муцци, мученицы (1383), св. Руперта, епископа (718), св. Пеллегрина Фалернского, священника-францисканца (1233).

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...