Недавно в издательстве салезианцев в Гатчине вышел в свет сокращенный русский перевод книги священника Эриха Пуцика "Школа созерцательной молитвы". Публикуя на нашем сайте предисловие к ней, мы надеемся, что это произведение найдет своих читателей в России.
Книгу о. Эриха Пуцика высоко оценивает ординарий епархии св. Климента епископ Клеменс Пиккель. "В изданной католической литературе на русском языке, по моему мнению, явно не хватает текстов руководства духовной жизни для добрых, простых людей, которые на поиске воли Бога, - сообщил епископ нашему корреспонденту. - Эта книга немецкого священника, бывшего духовного отца семинарии, помогла мирянам, семинаристам и монашествующим в первых интенсивных шагах навстречу Господу. Я часто цитирую ее во время духовных упражнений для тех, кто ищет свое призвание".
„Молитва – это высшее из деяний человека, поэтому оно полно тайн, приключений и опасностей. Это одновременно благодать и награда, как и любой другой благой человеческий поступок. Молиться легко и просто, и, в то же время, трудно и утомительно. Молитвенное делание – это испытание и тяжелое покаяние, но это и высочайшее блаженство, какого только может удостоиться человек в дни его земного паломничества. Молитва – это предвкушение и приготовление к совершенной любви Божьей, которая заполнит собой всю вечность“.
О необходимости созерцательной молитвы
Явный, очевидный грех – еще не самая большая опасность для Церкви и христианина. В борьбе с ним мы достаточно опытны. Настоящая опасность кроется там, где начинает вырождаться добродетель. Видимость добра может очень долго вводить в заблуждение. Существует одна добродетель, которая в наши дни так постепенно под действием темных сил превращается во зло, что это очень долго остается незаметным: добродетель миссионерского рвения. И вот уже повсеместно звучит проповедь о новой «ереси», которая не находит времени для Бога. Однако от осознания зла до его преодоления нужно пройти очень долгий путь. Это замечают даже те, кто поставил перед собой задачу призывать окружающих к внутреннему бодрствованию. Случается, что тот, кто делает доклады о том, как нам недостает истинной молитвы, сам страдает ее отсутствием. Мы посвящаем так много времени пропаганде молитвы, что до самой молитвы руки у нас уже не доходят. Таким образом, способность молиться может выродиться и в монастырях, и в религиозных общинах, и даже в самом священстве. Это происходит потому, что мы не находим времени для молитвенного делания, и даже в дни больших религиозных торжеств мы, прежде всего, посвящаем себя внешней деятельности. Мы не находим радости в созерцательной молитве, особенно в том случае, если слишком быстро замечаем, как недостаточны наши усилия, и поэтому вовсе оставляем ее.
Это искушение становится явным тогда, когда служение, имеющее целью привести других к Богу, самого служителя уводит от Бога, уводит от молитвы. Эта опасность появилась не в наши дни, она родилась вместе с христианством. Уже апостолы, почувствовав, что социальное служение начинает преобладать над благовестием, заявили: «А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова»[i] (Деян 6, 4).
Св. Бернард[ii] всегда обращал внимание на опасность внешней деятельности. В грозных выражениях он пишет одному из своих учеников, который, по его мнению, находится в положении опасной многозаботливости: «К очерствению сердца может привести и эта проклятая чрезмерная занятость, если Вы и дальше продолжите посвящать делам столько же времени, как Вы это делали вначале, и ни минуты не оставите для себя». Служение, которое уводит апостола от молитвы, вызывает в св. Бернарде такую тревогу, что он фактически приравнивает его к греху против Святого Духа. Ученик, к которому св. Бернард обращается с этими строгими, предостерегающими словами, -никто иной, как сам Папа Евгений III.[iii] Даже возвышенные пастырские послания Наместника Христа не могут заменить молитву. До восшествия на Святой Престол Евгений III (1145–1153) принадлежал к Ордену цистерцианцев, где многие годы подряд большую часть дня посвящал молитве. Благодаря строгому руководству св. Бернарда он стал пастырем с богатой внутренней духовной жизнью и сумел сохранить свою набожность. Уж кому-кому, а такому человеку вполне можно было без опасений разрешить отдавать все свои силы высокому первосвятительскому служению. Без сомнений, Евгений III, как Папа, уделял определенное время молитве по бревиарию и иным духовным упражнениям, служил Св. Мессу. Однако св. Бернард настаивает на необходимости молитвенной атмосферы, которая может возникнуть только благодаря внутренней, сердечной молитве. Ибо апостольский служитель без внутренней молитвенной сосредоточенности делает большие шаги, но не в нужном направлении. Учитель духовной жизни говорит: «Если мы ведем глубокую созерцательную жизнь, то мы сможем так же много отдавать внешней деятельности. Если в духовной жизни мы продвинуты лишь до некоторой степени, то и во внешней жизни мы преуспеем лишь до некоторой степени. Если же мы почти не живем внутренней жизнью, мы совершенно ничего не сможем дать внешнему миру…» (Лалльман[iv]). Это относится, прежде всего, к апостольскому служению, но в переносном смысле это высказывание верно для любой деятельности. Ибо любой труд – это одновременно апостольское служение. Во время молитвы мы не теряем время, а наоборот, выигрываем. Это с удивлением осознает каждый, кто много месяцев подряд регулярно посвящает молитве определенное время.
Частое оправдание, что «при всем желании» невозможно выкроить время для молитвы, является не более чем самообманом. Существует достаточное число католических священников и мирян, которые в ответ на эти слова сердито скажут, что их никогда не убедят в том, что они, измученные суетой повседневности, не такие хорошие христиане по сравнению с монахами, регулярно вычитывающими полное молитвенное правило и живущими в блаженной тишине и покое. Каждый из нас знает, что в жизни существуют периоды, когда человек загружен «от и до» (сверхсрочная работа, уход за больным в семье и т.д.). Но в такие особые ситуации среднестатистический человек попадает, как правило, ненадолго, не более, чем на несколько недель. Поэтому можно сказать, что в наших условиях каждый человек достаточно часто объективно имеет время для разговора с Богом. Разумеется, этой важной задаче нужно посвятить достаточное количество времени. Невозможно ожидать, что уже через несколько минут «стояния по стойке смирно перед Богом» мы удостоимся личной встречи с бесконечным Господом и Творцом Вселенной. Опыт учит, что человек только тогда действительно начинает жить верой, когда он каждый день хотя бы четверть часа посвящает общению с Богом, будь то духовное чтение, литургическая или созерцательная молитва.
Некоторые современные попытки достичь созерцательной молитвы страдают тем, что мы заранее недооцениваем трудности и слишком быстро ожидаем успеха. Все ценное и поистине великое требует времени, терпения и упорного труда. Духовные достижения, которые находятся в тесной связи со всем образом жизни человека, совсем не воспринимаются как результат собственных усилий. Когда же, наконец, почти к нашему собственному изумлению, мы достигаем определенных высот, это воспринимается как подарок. Человеку вдруг дается то, к чему он так долго и безуспешно стремился. Следует ожидать, что во время молитвы проявится похожая закономерность: из опыта веры мы знаем, что христианская молитва становится возможной только благодаря действию Божьей благодати. Обучение молитве и дальнейшие упражнения в ней играют достаточно ограниченную роль.
Многие святые, которых Господь возвел на вершины молитвы, подарили христианскому миру подробные руководства к молитвенному деланию. Как учителя молитвы они призваны воспитывать учеников. Некоторые, однако, испытывают страх перед объемными книгами, считая, что не имеют ни сил, ни необходимости изучать столь серьезную литературу, и даже не предполагают, сколь много при этом теряют. Книги святых написаны словно огнем, они какие угодно, но только не скучные. Своей самобытной силой они полностью захватывают читателя. Это переживают верующие, которые знакомятся с трудами св. Терезы Авильской[v] или св. Терезы из Лизье[vi], св. Иоанна Креста[vii] или св. Франциска Сальского[viii] либо впервые берут в руки «Подражание Христу»[ix]. Некоторые уже давно приобрели «Подражание Христу» и несколько раз принимались за чтение, но каждый раз, впадая в уныние, откладывали в сторону. Для книг, написанных святыми, для восприятия разговора человека с Богом душа должна быть подготовлена. Не каждую минуту мы можем понимать язык огня.
Книга духовных упражнений св. Игнатия[x] в сравнении с трудами мистиков, напротив, кажется слишком сухой и трезвой. И только при ближайшем рассмотрении открывается ее богатство. Прежде всего, это книга упражнений, и только благодаря тренировке мы постигаем ее мудрость, вернее, достигаем того, что является целью книги: встречи с Богом. Также и Священное Писание не дает теоретического учения. В нем Господь чаще всего говорит: делай это или то. И именно в действии происходит встреча с высшей Мудростью. Так и эта краткая «Школа молитвы» может принести плоды, только если вы сами будете молиться. Свет познания сопутствует действию, а не пустым раздумьям. Только в действии формируется восприятие нового Света.
Молиться не тяжело, каждый невинный ребенок учится этому так же легко, как ходить или говорить. И все же молитва - высокое, высочайшее искусство, и потому, как и любое другое искусство, доступно в своей зрелой форме лишь тому, кто прилагает очень много усилий к его освоению. Но ни одно усилие не находит лучшего применения, ибо высота и интенсивность молитвы являются признаками искренности нашей привязанности к Богу. Мы встречаем Бога не только во внешних словах и формулах. От этого нас ясно предостерегает Божественный Учитель: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны» (Мф. 6, 7). Только тот, кто молится сердцем, находит и в устной молитве Всемилостивого. Только сердцу – не словам – открывается Бог. Также и литургическая молитва должна быть подготовлена сердечной молитвой. И как раз литургическая молитва особенно нуждается в этом, ибо молитвенные тексты Церкви таят в себе, при всей своей внешней скромности, глубокую мудрость мистической Невесты Христовой. Тексты Св. Мессы произносятся во время приношения Св. Жертвы быстро, один за другим, и Дух может сопутствовать им только в том случае, если их таинственный, глубочайший по содержанию смысл вновь и вновь медленно проживается в тишине сердца.
Псалмы также являются боговдохновенными и потому на все времена актуальными молитвами. Они содержат еще не совершенное благочестие Ветхого Завета, они говорят с нами образами и выражениями давно минувших дней и повествуют о великих делах и событиях жизни древнего избранного народа: о войнах, голоде, храмовых торжествах, страданиях в изгнании, прошениях за царя и победном ликовании. Все это несет в себе скрытый, обращенный к новому народу Божьему смысл, но этот смысл еще только должен открыть для себя молящийся христианин. Именно молящийся псалмами подвергается опасности твердить лишь заученные формулы, подобные «многословию язычников». В конечном итоге, каждая молитва коренится в личной встрече с Богом, и эта встреча - встреча без слов. Поэтому в нашей книге мы ограничимся именно этой свободной, внутренней (созерцательной) молитвой.
[i] В немецком переводе: «Мы же хотим полностью посвятить себя молитве и служению слова» (Прим. пер.).
[ii] Св. Бернард Клервоский (1090-1153) – французский монах-цистерцианец, аббат, Учитель Церкви (Прим. пер.).
[iii] бл. Евгений III (в миру – Бернард Паганелли) – Папа Римский с 1145 по 1153 г. (Прим. пер.).
[iv] Луи Лалльман (1588-1635) – французский священник-иезуит, автор трудов по богословию духовной жизни (Прим. пер.).
[v] Св. Тереза Авильская, или св. Тереза Иисуса (1515-1582) – испанская монахиня, реформатор Ордена кармелитов, богослов, писательница, поэт, Учитель Церкви (Прим. пер.).
[vi] Св. Тереза из Лизье, или св. Тереза Младенца Иисуса (1873-1897), монахиня-кармелитка, Учитель Церкви (Прим. пер.).
[vii] Св. Иоанн Креста (1542-1591) – испанский священник-кармелит, Учитель Церкви, инициатор реформы Ордена кармелитов (Прим. пер.).
[viii] Св. Франциск Сальский (1567-1622) – французский епископ, Учитель Церкви, автор многочисленных трудов по богословию духовной жизни (Прим. пер.).
[ix] Произведение католического духовного писателя Фомы Кемпийского (1379-1471) (Прим. пер.).
[x] Св. Игнатий Лойола (1491-1556) – испанский священник, основатель Общества Иисуса (Прим. пер.).