Слава Иисусу Христу!
Читая книги о святых, часто встречаешься с практикой самобичевания, ношения власяницы и т.п. Сейчас, во время Великого поста, да и вообще, как-то ничего об этом не говорится. Существует ли еще эта практика в Церкви, приветствуется ли она? Если да, то в каких случаях и для чего?

C уважением, Иван.


Практика самобичевания и ношение власяницы в последние времена вновь стала актуальной благодаря откровениям книги о Папе Иоанне Павле II “Потому что святой», написанной монсеньором Славомиром Одером. Монсеньор Одер является постулатором процесса беатификации - должностным лицом, отвечающим за канонический процесс, который может привести Папу Иоанна Павла II к святости.
Во время процесса часто оглашаются документы, никогда ранее не публиковавшиеся. Согласно автору книги, в последние годы жизни Иоанн Павел II регулярно практиковал самобичевание, дабы уподобиться в страданиях Христу. Папа, даже когда он не был болен, причинял себе боль с тем, чтобы чувствовать себя ближе к Богу. В христианской традиции подобная практика называется “умервщлением плоти”.

“В Кракове, как и в Ватикане, Кароль Войтыла практиковал самобичевание”, - пишет монсеньор Одер в своей книге, ссылаясь на свидетельства людей из окружения Папы. “В его шкафу, среди ряс на вешалке висел особый пояс для брюк, который он использовал в качестве кнута и все время брал с собой в Кастель-Гандольфо”. Когда он был епископом в Польше, он спал порой на полу, практикуя тем самым лишения и аскетизм, пишет Одер.
Эти откровения сближают столь современную и известную католикам и многим некатоликам и даже неверующим фигуру со многими жизнеописаниями святых, применявших подобную практику умервщления плоти.
Ношение власяницы достаточно привычно и для членов Opus Dei, в настоящее время очень распространенного и влиятельного в Католической Церкви духовного движения, а также и в других недавно основанных общинах.
Таким образом, речь идет не о древней и мрачной средневековой практике древних аскетов и ушедших в прошлое культур, а о некой форме духовного опыта, не утратившей ни своей действенности, ни актуальности: приучать себя к жертве и умервщлению и упражняться в этом - это всегда актуальный способ подражать страданиям Христа, готовиться к самопожертвованию, пожертвованию своего тела и души, ради блага других и спасения мира.
Речь идет не о поиске страдания как самоцели, а о желании лично совершать покаяние за грехи всех людей, и прежде всего тех, кто наиболее далек от Бога. Нам всем часто случается страдать за грехи других, идет ли речь об обидах, нанесенных нам лично (самоуправство работодателя, предательство любимого человека, насилие преступников) или же о так называемых «социальных» и не направленных на отдельных людей грехах (война, коррупция, загрязнение окружающей среди).
Святые не плачутся и не сносят пассивно зло, а стараются противостоять ему, жертвуя собой, каждый согласно своей восприимчивости и харизме. Конечно же не обязательно практиковать самобичевание и истязать плоть власяницей, но каждый человек может выбрать свой собственный способ принесения себя в жертву из любви к Богу и людям.

Священник Стефано Каприо
для ProCatholic.Ru

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...