Много лет я собирал различные рассказы, притчи, цитаты и был счастлив, когда они нравились другим людям и приносили им пользу. Как и притчи Господа нашего, они могут многому нас научить. Вот несколько из них. Эти истории и изречения посвящены разным темам и могут стать хорошим материалом для размышления и молитвы во время Великого Поста.
Первая история - об одной женщине, которая пришла к мудрецу Рамакришне и сказала ему: "Учитель, мне кажется, что я не люблю Бога и я очень огорчена и беспокоюсь о том, что со мной будет". Мудрец спросил: "А хоть кого-нибудь ты любишь?" Женщина ответила: "О да, конечно. Я очень люблю своего маленького племянника. Его родители погибли во время наводнения, когда он был совсем малышом, и я взяла его к себе и забочусь о нем уже восемь лет. Его я очень люблю". Мудрец улыбнулся и сказал: "Не переживай оттого, что не любишь Бога. Твоя любовь к Нему - в твоей любви к племяннику. Люби его так крепко, как можешь, и будь уверена, что любишь Бога"...
Как просты и как верны эти слова! Часто мы беспокоимся о том, что недостаточно любим Бога, потому что слишком остро сознаем свою греховность и несовершенство. "Как я могу любить Бога, если мне не удается даже просто делать то, чего Он от меня хочет?"
В рок-опере "Иисус Христос - суперзвезда" у Марии Магдалины есть прекрасная ария со словами, обобщающими опыт большинства из нас: "Я не знаю, как Его любить". Поэт Овидий задолго до рождения Христа очень точно выразил беспокойство и страх этого рода: "Я люблю Его и не нахожу Его".
Иисус прекрасно осознавал эту проблему. "Когда вы даете есть голодному, вы даете Мне, и когда любите беднейших, моих братьев и сестер, вы любите Меня".
Второй отрывок - из Томаса С. Элиота. Один из персонажей его пьесы говорит: "Половина зла, которое совершается в этом мире, исходит от людей, которые хотят чувствовать себя значительными". Действительно, у нас было бы гораздо меньше проблем, если бы люди не делали глупостей, а часто и подлостей, просто для того, чтобы почувствовать свою значимость. Они хотят попасть на страницы газет. Они хотят, чтобы на них обратили внимание.
Истоком всех наших грехов является великий грех гордыни, и многие толкователи Священного Писания сходятся во мнении, что грех Адама и Евы был грехом гордыни. Неудовлетворенные тем, чем они были, они пожелали стать как Бог. Грех строителей Вавилонской башни тоже был грехом гордыни. Люди часто строят "башни до неба", чтобы "сделать себе имя".
Дракона гордыни убить чрезвычайно трудно. Один из моих наставников много лет назад сказал мне, что, приложив некоторые усилия, мы можем преодолеть большую часть наших грехов. Но, вероятно, лежа в гробу и видя, как скорбят по нам близкие, мы скажем себе: "Смотри-ка, сколько народу пришло на твои похороны!"
Гордыня - одна из величайших помех истинной любви. Мы хотим любить, прощать, просто сказать другому человеку, как мы любим его. Но не делаем этого - из-за своей гордыни. И последним уроком Иисуса ученикам был урок смирения.
Огромную помощь любви оказывает простое рукопожатие. Вот цитата, прекрасно рекламирующая его достоинства: "У рукопожатий практически нет недостатков. Они поглощают мало энергии, а дают много, причем за нее не нужно ежемесячно платить. От рукопожатий не толстеют, и они не обесцениваются. В них нет пестицидов и искусственных консервантов. Они не облагаются налогом, не загрязняют атмосферу и, разумеется, полностью возвращаются нам".
В той же папке, где я откопал эту цитату, я нашел прекрасное определение успеха, данное американским философом и гуманистом Р. У. Эмерсоном: "Успех приходит тогда, когда вы приобретаете уважение мудрых и любовь детей, завоевываете одобрение честных людей и способны перенести предательство ложных друзей. Успех - это когда вы можете ценить красоту, видеть хорошее в других и делать мир чуть-чуть лучше - оставите ли вы после себя здорового ребенка, садовую тропинку или справедливое общество. Успех в том, чтобы знать, что хотя бы одному человеку дышалось легче оттого, что вы жили".
Это очень отличается от того успеха, которого мы обычно желаем себе и своим детям, не правда ли?
Еще одна цитата, которой мне хотелось бы с вами поделиться. Моррис Уэст, известный австралийский романист, в одной из статей высказывает замечательную мысль о прощении. "Прощение абсолютно необходимо, если вы стремитесь к добру. Семья не сможет существовать, если ее члены не научатся прощать друг другу мелкие и серьезные проступки. С ранних лет людям нужно учиться прощать себя самих - это необходимая прелюдия к тому, чтобы научиться прощать других. Нужно учиться различать образ Божий за образом человека, часто изломанного и ненавидящего самого себя".
По опыту знаю, что очень многим людям трудно любить других. Но после того, как поговоришь с ними, убеждаешься, что настоящая причина в том, что они не могут полюбить себя. Им трудно прощать других, потому что они не могут простить сами себя за то, что они совершили - а может быть, и не совершили.
Краеугольный камень христианской вести любви - прощение. Мы не сможем любить, не научившись прощать, в том числе и себя самих. Как много людей носят в душах шрамы вины - когда и Бог, и все остальные уже давно все им простили.
И последняя цитата - из старой песенки, которую я случайно услышал по радио. Там пелось: "Когда тучи закроют небо, пытайтесь увидеть солнечную сторону жизни".
Это моя излюбленная тема. Я боюсь, что мы становимся чрезмерно критичными и даже циничными. Мне кажется, что у некоторых из нас в голове никогда не бывает ни одной оптимистической мысли. Все плохо. Но почему? Ведь Бог любит нас. И об этом написано даже на одной из футболок: "Улыбнись! Бог любит тебя!"
О. Ежи Ягодзинский, SVD

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...