Вернемся в далекий 1903 год. Именно тогда Папа Пий X своей апостольскою властью издал декрет о восстановлении церковной музыки. Его целью было возродить григорианское пение и в то же время осторожно поощрить введение в богослужение современной музыки, предостерегая, правда, от возможных злоупотреблений в этой области.

Для Церкви было довольно просто сказать, "чего нельзя", но не так легко объяснить, каковы критерии (кроме личных пристрастий церковных властей), согласно которым некоторые музыкальные формы должны быть исключены из литургии. В каком-то смысле, можно сказать, что раз литургия находится в ведении иерархии, то она может определять, какую именно музыку и каким образом можно на ней исполнять. Пий X, например, был против длинных прелюдий и интермеццо между псалмами. Фортепиано, колокола, ударные инструменты были запрещены. С процессией может идти оркестр, но он должен исполнять только духовную музыку. Вполне возможно, что со времен Тридентского Собора многие музыканты были огорчены, потому что им казалось, что Церковь отвергает некоторые формы музыки исключительно по собственному произволу.
Конституция "О Богослужении" II Ватиканского Собора утверждает, что литургическая музыка должна подчиняться определенным правилам. Так, говоря о композиторах, пишущих духовную музыку, отцы Собора вновь подчеркивают "служебное назначение священного музыкального искусства в богослужении". Музыка - это знак тайны общения Иисуса с Отцом посредством Церкви.
Большинство авторов выделяют шесть правил, которым подчиняется духовная музыка основных религиозных традиций: слова должны быть понятны, должны звучать традиционные мелодии, музыкальные инструменты должны быть нравственно и социально приемлемыми, звучание музыки во время обряда должно быть уместным и не отвлекать от самой сути церемонии, а соображения искусства не должны преобладать над богословским измерением обряда.
Религиозная музыка должна преображать нас, выводя за пределы слов и звуков, - подобно тому, как преображение жизни означает жизнь уже не для себя, но для Бога и в Его присутствии. Возможно, нынешний застой в области духовной музыки лишь отражает нежелание современного человечества обратиться к Господу.

о. Ежи Ягодзинский, SVD

«СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ», № 32 (137), 14 - 20 сентября 1997 г.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...