"Милость" - одно из наиболее часто встречающихся в книгах Ветхого и Нового Завета слов. Соответствующий ему греческий термин "eleos" означает глубокое волнение духа, выражающееся в актах сострадания и сопереживания, доброты и милосердия.
В книгах Ветхого Завета милосердная и нежная любовь Яхве проявляется на каждой странице и получает совершенно чудесное выражение в книге Исхода (34, 6-7): "Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов". В книге пророка Исайи (49, 15) мы находим более высокий и значимый образ неизменной и непобедимой любви Бога, когда на жалобу Сиона о своей оставленности, сам Яхве отвечает: "Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя".
В свою очередь псалмопевцы постоянно воспевают любовь, верность и милость Божию: "милости Господней полна земля" (33, 5). Самым же сильным подтверждением любви и милости Божией к Израилю стали Исход из земли Египетской и Завет на Синае. В течение всей своей истории Израиль сохранил живое сознание того, ему довелось испытать исключительнейшим образом животворящее воздействие милости Бога. Бог не желает смерти грешника, но стремится только, чтобы тот обратился и жил. Подобные места в книгах Ветхого Завета невозможно перечесть.
Согласно учению Второго Ватиканского собора, в Новом Завете отмечается качественный скачок: здесь не только всевозможными способами воспевается милость Божия, но лик милосердия представляется в одном живом Лице ─ Господе Иисусе, "Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари" (Кол 1, 15). Сделавшись человеком, Он стал Откровением "Отца милосердия" (2 Кор 1, 3). Св. Лука-евангелист представляет нам Иисуса Человеком милостивым, ибо никто никогда не опасался приблизиться к Нему, даже самый великий грешник. Иисус ─ целитель тела и души, "друг" (Лк 7, 34) грешников. Сам Он принимает близко к сердцу нужды братьев, в особенности самых смиренных и нуждающихся. В главе 15 Евангелия от Луки навечно запечатлена бессмертная страница, возвещающая милосердие Божие: кто не знает притчей о потерянной овечке, об утраченной драхме, а прежде всего о милосердном Отце, более известная под названием притчи о блудном сыне? Св. Лука, евангелист милосердия, уже в первой главе воспевает милость Божию в двух знаменитых песнях: "Magnificat" и "Benedictus". Св. Павел весьма сильными штрихами рисует милосердие Бога, явленное прежде всего в смерти и Воскресении Христа ради освобождения человека от его грехов.
В Неделю милосердия, учрежденную нашим епископом, подобная тематика Библии помогает нам обрести прекрасный стимул в словах Иисуса: "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут" (Мф 5, 7). Иисус решительно утверждает превосходство любви и прощения над всеми прочими жертвами и приношениями, предписанными Законом: "милости хочу, а не жертвы" (Мф 9, 13; 12, 17). Притча о добром самарянине (Лк 10, 30-37) и о последнем Суде (Мф 25, 31-46) распахивают наши сердца навстречу конкретной практике милосердия.
Я желаю всем нашим христианским общинам и вашим семьям, дорогие читатели, чтобы Неделя милосердия послужила для нас стимулом в дальнейшем становлении знамением милости Божией, чтобы мы могли подобно Господу Иисусу стать ликом милосердия: это послужит лучшим и эффективнейшим доказательством подлинности нашей святой христианской веры перед лицом неверующих братьев.
"Cвет Евангелия", №40(145), 15 ноября 1997 г.