Низвержение чудовища символизировало победу христианства над язычеством. Сага эта стара, как холмы вокруг озера, но возможно, что красноватый оттенок воды, вызванный отложениями железа, послужил причиной такого названия. Именно здесь, на озере Лох-Дерг, находится маленький островок, Station Island, который является местом паломничества, с глубокой древности известным как чистилище святого Патрика...
Предание повествует, что святому, жившему в V веке, никак не удавалось убедить ирландцев-язычников в реальности загробных мучений и вечного блаженства. Они требовали, чтобы хотя бы один человек смог побывать на том свете, а затем вернуться и засвидетельствовать истину. Св. Патрик проводит на этом острове Великий пост в сугубой молитве и удостаивается чудесного видения. Сам Иисус Христос вводит его в чистилище и показывает муки грешников и два пути в Ад и в Рай. Затем Господь возвращает святого обратно на остров и указывает там глубокий черный провал, через который каждый, кто имеет твердую веру и раскаяние, может попасть в чистилище. св. Патрик закладывает здесь церковь, во дворе которой оборудует каменный грот над провалом. Несколько обратившихся ирландцев совершают "хождение" и свидетельствуют об увиденном остальным, что окончательно рассеивает все сомнения.
Легенда о том, что чистилище находится на крайнем Западе, там, где заходит солнце, а именно так и расположена Ирландия, будоражила сердца и умы всей средневековой Европы. Об этом свидетельствует и недавно обнаруженная фреска середины XIV в. в монастыре св. Франциска в итальянском городе Тоди. На ней изображено чистилище со святым Патриком. Позже предание вдохновило Данте и Шекспира. C древних времен сюда, помимо ирландцев, приезжали католики из Англии, Италии, Германии, Венгрии. Люди верили, что совершивший паломничество на остров Лох-Дерг после смерти будет избавлен от очистительных мучений.
Лох-Дерг имел непростую судьбу, тесно связанную с драматической историей самой Ирландии. В 1497 г. паломничество было запрещено Папой Александром VI по доносу монаха из Эймштадта. Прижимистый голландец, прибыв к месту паломничества, отказывался платить обычную для всех пошлину, ссылаясь на то, что у монахов не может быть денег. И местный епископ, и лендлорд отказали ему. Действительно, трудно было понять, как человек, решившийся на такое дальнее путешествие, не в состоянии оплатить свой путь. В конце концов, приор острова сжалился над несчастным и допустил его. Но настроение того было уже вконец испорчено, он не почувствовал ничего во время бдения в пещере и, решив, что стал свидетелем профанации, написал по возвращении письмо в Рим, где в то время ничего не знали о действительном положении дел. В результате пещера святого Патрика была разрушена. Но ирландцы не перестали посещать остров. Еще святой Патрик учил, что они прежде всего христиане, а уже в силу этого граждане Рима. Прошло более ста лет, и вот в 1617 г. папский нунций Черицати приезжает на остров. Он снова официально открыт.
С приходом протестантизма и началом колонизации Ольстера, которая проводилась британским правительством, начинаются репрессии против католического населения. В 1632 г. по приказу англиканского епископа чистилище святого Патрика снова разрушено, а паломникам под страхом тюрьмы запрещено посещать остров. Но паломничество не прекратилось и на этот раз, оно совершается и сегодня.
Ныне на месте древней пещеры, где в средние века паломники проводили 9 дней в посте и молитве, возвышается базилика св. Патрика, построенная в первой трети ХХ в. За летний сезон (1 июня - 15 августа), когда чистилище открыто, его посещают от 20 до 30 тысяч человек, в основном ирландцы, что составляет около 1% населения всей Ирландии. Многие из них делают это из года в год, из поколения в поколение. Приехать на остров в сезон может любой, никакой предварительной договоренности не требуется.
Что приводит людей сюда, на этот мрачный остров, где каждый день или шторм, или "парная" под лучами солнца, где надо ходить три дня босиком по острым камням, есть один раз в день сухарь со стаканом чая, 35 часов не спать и отбиваться от роя жалящей мошкары? Причины разные, причем чисто духовное, как это всегда и бывает, тесно переплетено с житейским: надо принять важное решение, пьет муж, сын потерял работу, предстоит женитьба... Люди просят прощения у Бога за свои прегрешения. Один из священников, служивших на острове, рассказывал мне, что и некоторые члены ИРА совершают паломничество, чтобы покаяться в содеянном.
Чем же занимаются паломники в чистилище св. Патрика? Уже с 0 часов дня приезда они должны полностью воздерживаться от пищи. Приехав сюда, они первым делом оплачивают свое пребывание. Переплыв озеро на катере, все снимают обувь и начинают выполнять духовные упражнения. Здесь находятся шесть "покаянных лож", представляющих собой каменные круги с вертикальным крестом внутри, которые, возможно, являются руинами старинных монашеских келий. (Кстати, в Средние века остров был в ведении сначала августинцев, а затем бенедиктинского Ордена.) Каждое "ложе" посвящено древнему кельтскому святому: свв. Патрик, Бригитта, Брендан, Екатерина, Коломба, Давог и Молейз. Нужно ходить по каждому кругу, шепотом читать Розарий, а затем вставать на колени и целовать крест. Часто там скапливались такие толпы народа, а разом на острове в иные праздники и выходные бывало до 1,5 тыс. человек, что приходилось организовывать очередь. В полночь начиналась Вигилия, т. е. 24-часовое бдение. Всю ночь за закрытыми дверями базилики паломники молились, подобно св. Патрику в чистилище. В 6 утра служилась месса, которая символизировала очищение, затем исповедь или полное примирение с Богом.
В полдень второго дня паломники участвовали в обряде возобновления обетов, данных при крещении. В три часа дня совершался Крестный путь, а в шесть часов - вечерняя месса. День завершался в 21.30 поклонением святым Дарам, после чего люди отправлялись спать. На третий день рано утром после мессы надо было проделать еще один круг духовных упражнений, и уже пора было собираться в дорогу.
Духовные упражнения проходили на острове почти в полной тишине. Они не прерывались ни в шторм, ни в проливной дождь. Было много молодежи, однако часто встречались даже 80-летние, с трудом ходившие босиком по камням "покаянных лож".
Но на дворе ХХ век, и поэтому можно было почитать свежие газеты в комнатах отдыха, узнать у священника об исходе футбольного матча в родном городе или просто погреться на солнышке. Строго запрещены радиоприемники, плейеры и сотовые телефоны, однако книги и газеты брать с собой допускалось. На острове два магазина. Один книжный, а в другом можно купить церковные сувениры. Есть и медпункт, всегда рядом дежурный священник и монахиня-психолог, с которыми можно поделиться своими проблемами.
А проблем у всех хватает. Надо было видеть хмурые и сосредоточенные лица приезжающих, а затем счастье тех, кто на третий день покидал чистилище св. Патрика. Мотив никогда не бывает "чистым". К духовной радости очищения примешивались и спортивная гордость за достигнутый успех, и чисто плотские, физические чувства от вновь надетой обуви, от предвкушения встречи с домом и сытной еды с пинтой пива, что будет уже очень скоро, после полуночи. Приор острова, монсиньор Ричард Мохан, прощается с каждым за руку, и под пение гимна св. Патрику катер берет курс на "Большую землю", где тебя снова встретят стрессы и проблемы. А поэтому все смотрят назад, на пристань, где на фоне величественной базилики св. Патрика еще долго заметна одинокая фигура в черном, машущая рукой.
Владимир Белов,
кандидат филологических наук
"Свет Евангелия", №45(105), 29 декабря 1996 г. кандидат филологических наук