Мы вступаем в Великий пост, посыпая голову пеплом. С давних времен пепел отождествляется со слабостью и бренностью человека; это - символ горести и покаяния. Не только у израильтян, но и у египтян, арабов и греков посыпание головы пеплом символизировало жалобу, печаль, покаяние и сокрушение.
На этом фоне мы лучше понимаем древнехристианские обычаи и формы покаяния: начиная публичное покаяние, грешники одевали власяницы и посыпали себе головы пеплом, питались только хлебом и водой. Такая суровая для человека практика покаяния налагалась за такие грехи, как убийство, прелюбодеяние, отречение от веры и т. п. с запрещением участвовать в Евхаристической Литургии с Пепельной Среды до Великого Четверга.
Со временем практика публичного покаяния исчезла, хотя дух внутреннего покаяния остался наряду с обрядом посыпания головы пеплом и строгим постом "на хлебе и воде". Пепел - это символ скоротечности нашей телесной жизни. Его получают, сжигая прошлогодние пальмовые или березовые ветви, освященные в Вербное Воскресенье.
Это - знак надежды на жизнь вечную, получаемую благодаря Страданиям Христа, Его Крестной Смерти и Воскресению. Во время Великого Поста мы имеем возможность доказать силу нашей веры и любви, а также нашу связь со Христом и Его победой.
СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ
№ 10 (256), 5 марта 2000 г.