Мои заметки - воспоминание о нелегком пути, который мне пришлось преодолеть, советы о том, как прожить Страстную Неделю и как подготовиться к литургии Страстной Пятницы, Великой Субботы и Пасхе.
Подобные памятки заключают в себе полезные сведения и они - не мое изобретение. Рачительный хозяин все наблюдения записывает в специальный журнал. Дикарям служат подсказкой первые заморозки, пение птиц, луна. Так же и Церковь в течение столетий служила мерилом времени, открывая, в то же время, людям смысл жизни. Литургический год строится в соответствии с этапами земной жизни Христа. Освещенный сотнями свечей праздник Рождества вселяет надежду в самые короткие зимние дни, воспоминание Воскресения знаменует окончательный приход весны, а Пятидесятницу первые христиане праздновали, когда снимали с полей первый урожай. Церковь, созерцая тайну Воплощения, учит нас тому, что даже самые неприятные обязанности, которые налагает повседневная жизнь, заключают в себе благословение Воскресения. Поэтому день за днем все, к чему мы прикасаемся, сияет надеждой спасения.
Стояния Крестного Пути, пожалуй, лучше всего помогают нам постигнуть это. Изображения стояний не хранят в ризнице, - как правило, они развешаны по всему храму, поэтому их можно созерцать даже во время мессы. Это тоже своего рода памятка - каждое стояние служит напоминанием об одном из эпизодов Дороги Скорби, по которую Иисус прошел в последние часы жизни на земле. Еще Крестный Путь - памятка о молитве; размышляя о нем, мы осознаем, что тоже внесли свою лепту в мучения Христа и поэтому нам неустанно нужно молиться о прощении наших грехов. Так же, как Церковь, вписавшая события земной жизни Спасителя в годичный круговорот, стояния Крестного Пути напоминают нам о смысле жизни.
Жизнь -это странствие
Нельзя просто читать книгу с размышлениями о Страстях Господних или смотреть их инсценировки на видео. Нужно самому пройти по всему храму, переходя от одного изображения стояния к другому. Вот первое напоминание Крестного Пути - жизнь христианина - это странствие, а то, что вы тащите на себе на протяжении всего пути - не что иное, как крест. Жизнь христианина - испытание. Первые христиане называли ее "Путь". Каждый шаг вы должны сделать сами. Вам не удастся избежать изменений. Призвание христианина требует от человека встать на путь, ведущий ко спасению, невзирая на испытания. Оно заставляет вас рисковать.
Путь от одного стояния к другому - квинтэссенция жизни. Он начинается с осуждения. Назовите его грехом или недостатками природы человека. Мы идем по этому пути, зная, что ни он не становится легче, ни мы - совершеннее. Можно, конечно, обвинять во всех своих неудачах родителей, недостаток образования, погоду, Адама с Евой (которые, кстати, перекладывали ответственность друг на друга). Но если видеть в любом испытании шаг к Голгофе, то жалобам просто не останется места, вам станет жалко тратить на них время. Ваша цель - пройти из пункта А в пункт В, неся свой крест.
В Притче о талантах (см. Мф 25, 14-30) Иисус рассказал о господине, отправившемся в чужую страну и оставившем трем рабам свое имущество, "каждому по его силе" (Мф 25,15). Двое рабов вложили полученные деньги в дело и умножили богатство господина. Третий же от страха зарыл талант в землю. "Лукавый раб и ленивый!" - вскричал господин (см. Мф 25,26). Он разгневался, хотя раб вроде бы проявил осмотрительность и не стал рисковать. Призвание христианина требует чего-то большего, чем осторожность. Странствие его может в один миг оборваться вследствие мученической кончины, а может день за днем протекать в более чем смиренном служении, например, за написанием писем. Его ценность измеряется не родом деятельности, а готовностью встретить с любовью каждого человека или любое стечение обстоятельств.
Нет ничего удивительного в том, что повествованию о талантах предшествует притча о мудрых и неразумных девах, призывающая нас бодрствовать, когда придет Жених (возможно, под видом отверженного обществом человека).
Будь готов к падениям
Средневековые апокрифы часто описывают Спасителя как Человека, которому была неизвестна физическая боль, однако во время размышлений над стояниями Крестного Пути нам открывается иная картина. Мы видим, что Иисус был слаб - Он трижды упал под тяжестью креста. Число "три" заключает в себе определенный сакральный смысл, поэтому для нас это значит, что падения - неизбежны.
Современное общество боится информационного голода. Мы хотим обо всем узнать первыми, поэтому как только испытания превосходят наши силы, мы впадаем в неверие, начинаем сплетничать, пытаемся переложить вину на кого-нибудь. Возможно, это неизбежный признак общества, живущего сегодняшним днем. В нем уютно себя чувствуют лишь люди с завышенной самооценкой. Нас переполняет жажда быть хорошо принятыми, нужными. Оборотная сторона монеты - стремление оградить свой мирок от встречи с теми, кто страждет и падает под бременем непосильной ноши. Нам необходимо как воздух, чтобы нами восхищались. Но это не выход. Человек не имеет права считать себя христианином, если прячется за четырьмя стенами, дрожа от страха, что в любой момент его иллюзии рассеются. Ответом на вызов реальности может быть лишь братское общение, взаимопомощь, основой для которых служит не жалость, а понимание, что все мы - люди слабые.
Прими любовь
Прими любовь ближнего. Мы - Единое Мистическое Тело Христово, странствующая по земле Церковь. Об этом нам напоминает восьмое стояние Крестного Пути, описывающее встречу Иисуса с иерусалимскими женщинами. Они вышли, чтобы оплакать Христа, а Он помог им осознать, что они тоже проходят свой Крестный Путь. Легко предложить помощь. Это помогает чувствовать себя востребованным. Ну, а если вам самим нужна чья-то поддержка? Иисус принял помощь Симона Киринеянина, позволил Веронике отереть пот и кровь со Своего Лика. Даже гроб был подарен Спасителю щедрым другом. Проходя со Христом Крестный Путь, постигаешь, что это значит - быть беспомощным. Церковь называет добровольный отказ от своих преимуществ смирением и считает его благодатью, но как мало людей согласны молиться о даре смирения!
Быть способным принять любовь и прощение от ближнего - так же важно, как самому уметь любить и прощать. Нельзя двигаться вперед, все время оглядываясь назад, иначе мы рискуем превратиться, подобно Лотовой жене, в соляной столб.
Путь Иисуса - это свобода. Как написала св. Екатерина Сиенская: "Любой путь на небеса сам по себе является небом, ибо Христос сказал - Я есмь путь".