Заявление православной общественности Калининграда по поводу ситуации вокруг передачи Русской Православной Церкви здания католического храма Святого Семейства
Текст обращения граждан католического вероисповедания в Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, появившийся недавно в Интернете, к великому сожалению, более всего похож на попытку внести конфликтность в вопрос передачи Русской Православной Церкви ряда объектов религиозного назначения в Калининградской области.
Прежде, чем начать предъявлять претензии к решению властей региона, авторы обращения, не оспаривая того факта, что большинство жителей Калининградской области причисляют себя к Православию, заявляют, что "российские граждане, принадлежащие к Католической Церкви", как и православные, стремятся к тому же - чтобы иметь место для молитвы в каждом населенном пункте.
Похоже, это заявление от имени мирян Католической Церкви стало первой в истории новой России декларацией о миссионерских намерениях католицизма в нашей стране. Как иначе объяснить тот факт, что конфессия, осознающая и декларирующая себя религиозным меньшинством на территории России, намерена распространить свое присутствие так же широко, как и Православная Церковь?
Да, на калининградской земле живут граждане Российской Федерации, исповедующие католичество. Но совершенно очевидно, что их количество не требует присутствия в каждом населенном пункте.
Впрочем, такая честность гораздо более похвальна, чем двуличная позиция, когда под видом окормления собственно католиков, ведется прозелитическая деятельность в среде православного населения. Теперь становится понятным столь широкое присутствие Католической Церкви в Калининградской области, где практически в каждом районном центре уже действует католический храм, существуют монашеские общины и активно действуют благотворительные организации.
В письме католической общественности звучит не столько голос граждан, стремящихся к реализации своей религиозной потребности, сколько желание католической общины расширять и без того довольно заметное присутствие своей конфессии в регионе, апеллируя при этом почему-то исторической правдой. Так вот, справедливости ради отметим, что в Восточной Пруссии, как и в современной России, католики были религиозным меньшинством. В 1938 году на территории Восточной Пруссии в границах нынешней Калининградской области действовало 17 католических приходов.
Тем не менее, уже достигнув сегодня довоенного уровня своего присутствия в регионе, Католическая Церковь не собирается на этом останавливаться. И размах, с которым построен храм святого Адальберта на улице Александра Невского в областном центре, также подтверждает намерение католиков расширять свою паству. Очевидно, за счет православного населения Калининграда и области.
Что же касается здания филармонии, подчеркнем, что считать его несправедливо отнятым неверно. Для такой позиции нет никаких юридических оснований. Никто не отнимал это здание, как и другие культовые объекты региона, у прежних владельцев. Пришедший на эти земли народ-освободитель начал историю некогда прусской земли с чистого листа. Никто не отрицает, что среди воинов народа-победителя были граждане католического вероисповедания, однако их конфессиональная принадлежность была мало связана с судьбой здания органного зала, который, как и большая часть освобожденного города, был серьезно разрушен и восстановлен заботливым руками калининградцев.
Жители Калининградской области действительно помнят, как в начале 90-х годов прошлого века католическая община устраивала богослужения под стенами органного зала. Мы также помним, как эти богослужения прекратились, когда в 1994 году был построен храм на улице Лесопильной, неспроста получивший имя Святого Семейства, - которое некогда носило здание органного зала. Это было 16 лет назад, и вряд ли многие из нынешних подписантов обращения к Святейшему Патриарху Кириллу сами молились у стен филармонии "в снег, в дождь, в зной".
Казалось бы, справедливость восстановлена. Собственно, так считалось до тех пор, пока здание не было передано Русской Православной Церкви. В протестах представителей католицизма по этому поводу видится, во-первых, неуважение к решению местной власти, а, во-вторых, явная попытка поставить под сомнение значимость Православия для современной России.
Увлекшись составлением открытых писем, представители Католической Церкви словно не замечают призыва, изложенного в ответе Отдела коммуникаций Калининградской епархии от 15 ноября, в котором явно сказано, что, если у органного зала появится новое здание, построенное усилиями католической общины, станет возможна и постановка вопроса об использовании нынешнего здания концертного зала Католической Церковью.
Однако подобные вопросы должны решаться не в жанре открытых писем, а в результате работы за столом переговоров в духе доброжелательного отношения верующих различных конфессий друг к другу, за которое так ратуют авторы письма Святейшему Патриарху.
1. Шевцов В.Е., председатель Калининградского отделения Союза
писателей России, секретарь правления Союза писателей России;
2. Дмитровский А.З., профессор РГУ им. Канта, член Союза писателей России;
3. Полежаев В.В., директор арт-салона "Преголя-арт";
4. Бурханова О. М., председатель Совета КРОО "Помощь сейчас";
5. Косинский В. И., ген.директор ООО ИСК "Новый Калининград";
6. Дорофеева Л. Г., кандидат филологических наук, доцент РГУ им. Канта;
7. Жилина Н.П., кандидат филологических наук, доцент РГУ им. Канта;
8. Петренко Т.А., председатель КРОО "Кладезь";
9. Быков В.И., председатель КРОО "ИМКА-Янтарь";
10. Бородин К.В., член Союза художников России;
11. Юрченко А.В., директор Института системного анализа;
12. Вобликов В.Г., помощник депутата Государственной Думы ФС России;
13. Булгаков Б.П., член Союза художников России;
14. Соколова М.Е., председатель КРОО "Учебно-методический центр им. С.А.Рачинского;
15. Цигельникова О.В., заведующая медико-просветительским центром ЦМП Калининградской обл.
и еще более 600 подписавшихся.
Ноябрь 2010 г.