Теперь, когда шоковая волна, поднятая высказываниями  Бенедикта XVI на лекции в Регенсбурге 12 сентября 2006 года, спала, становится ясно, что последствия этого события скорее позитивные, чем негативные. Помимо и превыше полемики папская лекция подняла проблему взаимной ответственности христиан и мусульман на Западе.
Сейчас неважно, оговорился ли понтифик, либо как высший авторитет Церкви озвучил ее политику. Главное, что таким образом была определена сфера, в которой должны иметь место полновесные дебаты между католицизмом и исламом. Папские упоминания о "джихаде", "исламском насилии" просто шокировали мусульман, хотя Папа и связал их с высказываниями византийского императора Мануила Палеолога.
Ясно, что настало время начать дебаты по общим теологическим обоснованиям и фундаментальным принципам, разделяемым обеими религиями. Призыв мусульманских лидеров "Общее слово между вами и нами" символизирует то же самое намерение: наша традиция имеет своим источником того же самого Единого Бога, призывающего нас уважать человеческое достоинство и свободу.
Обе эти схожие традиции ставят одинаковые вопросы, касающиеся высшей цели человеческой деятельности и уважения этических принципов.
В мире, переживающем беспрецедентный глобальный кризис, в мире, в котором политика, финансы отношения между людьми и окружающей средой страдают от жесточайшего отсутствия совести и этической цельности, делом величайшей значимости становится то, что христианско-мусульманский диалог обращает внимание  как на богословские вопросы, так и на этические проблемы ценностей и высших целей.
Наша задача отнюдь не создание нового религиозного альянса против "секуляризованного" и "аморального" мира, но внесение конструктивного вклада в дебаты с ним, недопущение того, чтобы логика экономики и войны разрушила то, что еще осталось от наших общегуманистических ценностей.
Наш конструктивный диалог на основе общих ценностей и высших целей куда более значим и важен, чем препирательства о числе последователей, противоречивые заявления о прозелитизме и бесплодная борьба за исключительное обладание истиной.
Догматически зашоренные люди в обеих религиях, считающие себя обладателями истины, работают фактически против своих же собственных религий. Тот, кто говорит, что он или она обладают истиной, а ошибается кто-то другой, а не они, уже впадает в ошибку.
Наш диалог должен сопротивляться соблазну догматизма обращением ко всестороннему, критичному и неизменно вежливому противопоставлению идей. Мы должны вести такой диалог, серьезность которого требует от нас покорности и смирения.
Мы должны  глубже изучать историю, для того, чтобы вести истинный диалог цивилизаций. Определенные страхи перед настоящим могут повлечь за собой искаженное видение настоящего. Это удивительно, но Папа, заявляя об античных и христианских корнях Европы, делает это так, как будто бы реагирует на угрозу мусульманского присутствия в Старом Свете. Но подход Папы, как я отметил для себя после лекции в Регенсбурге, является упрощенным. Нужно обратиться к фактической реальности прошлого, к истории идей. И когда мы сделаем это, то очень скоро станет ясно, что так называемое противостояние между Западом и мусульманским миром не более, чем виртуальная реальность, если хотите, идеологический инструмент. С помощью этого инструмента можно сконструировать различные противоположности, которые можно сталкивать между собою или приглашать к диалогу, в зависимости от обстоятельств.
Ведь так же, как Запад был в определенной степени сформирован мусульманами, так и мусульманский мир формировался под влиянием Запада. Императивом нашего времени становится внутренний процесс критических рефлексий. Подобно тому, как на Западе  начался процесс внутренних дискуссий, точно так же он должен охватить ислам и мусульман с тем, чтобы урегулировать отношения с собственным прошлым в дискурсе разнообразия и плюрализма.
Споры между верой и разумом и по поводу достоинств рационализма постоянно велись как внутри мусульманской, так и внутри христианской цивилизации и, таким образом, не являются эксклюзивным наследием античности или христианства. Никто не имеет исключительных прерогатив на просвещение.
Папские заявления в Регенсбурге на самом деле открыли новые сферы проблем, которые необходимо исследовать и в дальнейшем использовать в позитивном ключе с тем, чтобы строить мосты между двумя нашими цивилизациями и работать рука об руку с целью поиска совместного ответа на социальные, культурные и экономические вызовы наших дней.
Вдохновляемый такими идеями, я участвовал во встрече 4-6 ноября в Риме, а также во встрече с Папой 6 ноября. Наша задача сегодня в том, чтобы приняв на себя соответствующие обязательства, посвятить себя работе на нечто большее, чем просто этот мир, с условием полного уважения верований и свобод друг друга. Очень важно понять, что говорить о проблемах свободы совести, местах поклонения, "принципе взаимности" (принцип взаимности выдвинут в последнее время христианской стороной в диалоге с исламом, принцип предусматривает более свободное открытие новых храмов в исламских странах, подобно тому как мечети свободно открываются на Западе), можно только в атмосфере взаимного доверия и уважения.
Еще очень важно, чтобы каждый из нас садился за стол переговоров  с признанием того, что не мы одни обладаем истиной, с чувством уважения к тем, кого мы собираемся выслушать, и признания их отличия от нас, и, наконец, осознанием той общей связки между нами, которая должна помогать поддерживать критический дух в восприятии тех противоречий, которые могут существовать между посланием веры и практикой верующих.
Таковы те существенные моменты, которые необходимо учитывать, если мы хотим добиться успеха.
Тарик Рамадан,
исламский богослов

"KHALEEJ TIMES",13 ноября 2008 г.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...