В Москве, если ты договариваешься о встрече и отправляешься на нее с другого конца города, далеко не всегда удается прибыть вовремя просто по транспортным причинам. Опоздал я по нашим меркам ненамного, минут на пятнадцать, и наша беседа с о. Янезом Михельчичем, деканом Московского колледжа католической теологии им. св. Фомы Аквинского, началась с моего вопроса-извинения...


- Отец Янез, вам уже приходилось сталкиваться с такой русской особенностью - привычкой опаздывать?
- Да, пришлось столкнуться с этим, хотя это не только русская привычка, - даже в очень пунктуальной Японии студенты достаточно часто опаздывают на лекции и семинары. По поводу этого я серьезно задумался, когда приехал из Японии на Филиппины, потому что там отношение к времени совсем другое. В нашем западном мире мы придаем времени большое значение, а в других культурах гораздо важнее иные ценности, и опоздание - это не так важно. Там бывали, например, такие случаи. Провинциальный городок, и раз в день утром автобус едет в Манилу, а вечером возвращается. И в расписании говорится: "утром". В пять утра или в семь утра - неизвестно.
- Прошел почти год с того момента, как вы стали деканом, - каковы на сегодняшний день Ваши общие впечатления о колледже? Или года все-таки мало, и вы еще не "акклиматизировались" в России?
- Нет, я более или менее акклиматизировался. Что касается России, то каких-то особых трудностей в плане привыкания не было. А по поводу колледжа могу сказать, что в академической, учебной части здесь все находится на неплохом уровне. Наша главная проблема с помещением, и я не вижу большого будущего без собственного помещения. Потому что постоянно приезжать и работать в такой обстановке, как сейчас, когда нет секретариата, нет библиотеки - это просто невозможно.
- Это в первую очередь касается студентов или преподавателей?
- И тех, и других. Что же до самих лекций, то условия в школе германского посольства, где мы временно нашли приют, хорошие. Единственная проблема - некоторым далеко добираться.
Что же касается уровня подготовки, то я думаю, что есть широкие возможности углублять и развивать нашу программу. По сравнению с тем, что было раньше, а точнее, - с тем, что ничего не было, теперь студенты получают определенные базовые знания, некий фундамент, который впоследствии можно надстраивать.
- Разнородность студенческого состава наверняка создает дополнительные трудности для преподавания?
- Да, состав студентов действительно очень разнородный, но среди них заметно преобладают выпускники светских вузов, люди среднего и даже старшего возраста. И вы правы, - это, конечно, создает определенные трудности для преподавателей, поскольку одна и та же лекция может оказаться неинтересной, легкой для одних студентов и слишком трудной для других. Это большая проблема. А в отношении получаемого студентами светского образования могу сказать на опыте моей работы в Словении и Японии. Школа старается передать в основном информацию, а не занимается воспитанием.
- Как вы сказали, среди студентов колледжа преобладают люди среднего и старшего возраста. Они получили основное образование и воспитание еще в советское время, отличавшееся тотальной идеологизацией. Это как-то ощущается в процессе общения с ними?
- Трудно сказать. О систематической атеизации я задумывался задолго до моего переезда сюда. За последние 6-7 лет я каждый год приезжал со своими студентами в Санкт-Петербург и неоднократно встречался с разными людьми. И многие из них не только обладали развитым религиозным чувством, но и выказывали большую осведомленность в богословских вопросах. Это всегда давало мне большую надежду. Как есть люди, обладающие хорошим музыкальным слухом, но есть также и те, которым, как говорят в России, медведь на ухо наступил. Но даже последние, при помощи систематического образования и труда, могут наслаждаться музыкой и добиться на этом поприще определенных успехов. То же самое можно сказать и о вере в Бога, - у каждого есть религиозное чувство, которое можно развивать благодаря соответствующему образованию. С другой стороны, и здесь есть люди с абсолютным слухом, я называю их "люди чистого сердца".
- В таком случае объявленные недавно вступительные экзамены для абитуриентов призваны как раз способствовать дифференциации студенческого состава и, стало быть, эффективности учебного процесса?
- Да, посредством экзамена мы хотим просто получше изучить, познакомиться с нашими будущими студентами.
- А может быть, ожидаются еще какие-то новшества в ближайшее время?
- Со следующего учебного года мы решили сделать больший акцент на изучение Библии и связанных с библеистикой дисциплин, за счет сокращения некоторых второстепенных предметов. Но сделать это не очень просто. Тем более, что по традиции преподавания в католических колледжах предполагается, например, изучение основ философии, логики, антропологии. И от этих дисциплин мы не откажемся. Речь идет скорее об изменении пропорционального соотношения между различными дисциплинами. Так, перечисленные мною только что курсы занимают примерно четверть общей программы, две четверти - библеистика и собственно теология, а еще одну четверть мы отводим прикладным дисциплинам, таким как психология, катехетика, языки.
- А сами вы что будете читать?
- На первом семестре первого курса я буду преподавать методологию - как правильно изучать теологию. Во втором семестре семинар для дипломников, подготовка дипломного проекта.
- Мы с вами беседуем в конце одного учебного года и перед началом следующего. Если мы вновь встретимся через год, о выполнении каких главных задач Вы хотели бы тогда сообщить читателям "СЕ"?
- В первую очередь, надеюсь, что сумеем полностью выполнить намеченную программу и найдем нужных преподавателей. Дело в том, что за этот год многие преподаватели или уехали, или не могли продолжать читать лекции по другим объективным причинам. А подходящих по уровню профессионализма преподавателей, скажем, в области изучения Священного Писания найти не так легко. Ну а кроме того, как я сказал в самом начале, необходимо помещение.
- А есть уже какие-то определенные надежды?
- Они всегда присутствуют, но об их реалистичности пока трудно судить. Прямого положительного ответа до сих пор нет, но мы ждем его изо дня в день.
- По крайней мере студенты могут теперь надеяться, что в новом учебном году они не будут столь часто перебираться из одного временного пристанища в другое?
- Контракт с немецкой школой на следующий год нами уже заключен. К нам там очень доброжелательно относятся, и даже если в течение года мы найдем что-то более подходящее, то на нас не обидятся.
- Сохранится ли открытость колледжа в отношении подхода к набору абитуриентов, т. е. независимо от конфессиональной принадлежности, а также каковы планы по сотрудничеству с другими богословскими учебными заведениями?
- Конкретных планов пока нет. Есть надежда, что получится какое-то сотрудничество с Библейско-Богословским Институтом св. ап. Андрея. А что касается открытости, то она, конечно, сохранится. В прошлом году из тех, кто пришел на первое собеседование, чуть больше одной трети составляли католики, почти одна треть - православные, а остальные заявили, что еще не определились с конфессией. Хотя из остающихся учиться все-таки преобладают люди церковные, католики или православные.
- Отец Янез, кто помогает вам сейчас в административной работе?
- Сестра Люция, Галина Игоревна и о. Октавио.
- Напомните, пожалуйста, о своем пути в Россию?
- До своего приезда сюда я долго, почти 29 лет, был в Японии, где последние 17-18 лет преподавал русский язык. А когда в свете здешних перемен в Обществе Иисуса объявили, что ищут добровольцев для работы в России, то я послал соответствующее письмо. Несколько лет меня не хотели отпускать из Японии и пришлось подождать.
- Вы не жалеете теперь, что оказались в России?
- Нет, все те важные решения, которые я принимал в своей жизни, оказались в результате единственно правильными, и я никогда еще не жалел о чем-то.
- Вы продолжаете поддерживать отношения со своими японскими студентами?
- Да, конечно, тем более что некоторые из них учатся сейчас в Москве. Время от времени мы встречаемся с ними. И потом - есть электронная почта.
- Отец Янез, а если все-таки говорить о чуть более отдаленной перспективе и представить, что колледж получил, наконец, долгожданное помещение? У вас есть представление - каким он должен быть в идеале?
- Представления нет, есть мечты. Как первый этап хотелось бы даже не очень большое помещение. Достаточно четырех аудиторий для каждого из курсов, секретариат, библиотека. Кроме того, хорошо бы еще иметь большую аудиторию для проведения конференций. Следующий шаг - подключиться к преподаванию для работников социальной сферы. Теология - это не только интеллектуальная, но и практическая деятельность. Например, воспитание катехизаторов уже достаточно реально. И если будет возможность, то мы организуем факультет для подготовки социальных работников.
- А что касается будущих выпускников, - какие возможности применения своих знаний они могут в дальнейшем получить?
- Каких-то очень конкретных возможностей, способных дать материальную поддержку в жизни, я не вижу. Много священников, сестер и мирян уже работают в отдельных структурах Католической Церкви в России, и потому большого числа рабочих мест здесь не ожидается. Но для людей, которые заинтересованы в углублении своих богословских знаний и укреплении веры, наши двери всегда открыты. Еще Августин говорил: "Вера, ищущая разум". Наверное, просто придется объяснять, что мы преследуем прежде всего духовные цели и выпускаем тех, кто готов служить Церкви и обществу. И общество постепенно будет осознавать пользу, приносимую выпускниками Колледжа им. св. Фомы Аквинского.

Беседовал Олег Моисеев

СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ
№ 22 (173), 31 мая 1998 г.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...