Беатификация Слуги Божиего священника Владислава Буковинского состоится 11 сентября 2016 в Караганде, сообщило на днях Ватиканское радио.

А в нашей памяти живы еще слова, сказанные Папой Иоанном Павлом II во время молитвы "Ангел Господень" после памятной св. Мессы на площади Матери-Родины в Астане 23 сентября 2001 г.: "С большой радостью я смотрю на вас и благодарю Бога за то, что мне дано быть среди вас. Я всегда живо интересовался вашей судьбой. Мне многое рассказывал о вас незабвенный о. Владислав Буковинский, с которым я многократно встречался и всегда восхищался его священнической верностью и апостольским горением...".
Я хочу обратить внимание на некоторые аспекты духовной биографии этого известного свидетеля веры.


Образование и первые годы служения в Польше
...24 сентября 1921 г. В. Буковинский сдает экзамены на аттестат зрелости в Кракове и в том же году поступает на юридический факультет Ягеллонского университета. Уже на 3-м курсе Владислав ощутил призвание к священству. По окончании юридического факультета с 1926 по 1931 гг. он обучается на факультете богословия того же университета. "Период учебы на юридическом и богословском факультетах, - писала Я. Тележинская, - был периодом идейного и патриотического воспитания; формирования уважения к высоким идеям исторических традиций, особенно к ягеллонской идее уважения миропонимания других людей и народов, свободы совести и личных убеждений". В. Буковинский был рукоположен во священника 28 июня 1931 г. и до 1936 г. служил в краковской архиепархии.

Служение в Луцке на Волыни
В 1936 священник Владислав Буковинский переехал в Луцк. В 1936-1939 гг. он преподавал катехизис и социологию в Луцкой высшей духовной семинарии. Кроме того, с 1938 г. он занимал должности генерального секретаря епархиального «Католического действия», директора высшей школы религиоведения и заместителя редактора "Католической жизни". Одновременно священник преподавал в школах Закон Божий...
С 17 сентября 1939 г. по 3 января 1945 г. на его плечи ложится тяжелое по тем временам служение настоятеля. Ревностно исполняя свои обязанности, он катехизировал детей, посещал семьи осужденных, прятал в католических семьях евреев и помогал массово прибывающим в Луцк жертвам националистических погромов. Он доставлял также пищу советским военнопленным, умиравшим от голода в лагерях. И все это делал несмотря на то, что еще 22 августа 1940 г., в период оккупации восточной Польши СССР, он был арестован НКВД.

Арест и заключение
После упомянутого ареста о. Владислав Буковинский был в 1941 г. приговорен по ст. 54-10 ч. 1 и 54-12 УК УССР к 8 годам исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). Вместе с другими заключенными в июне 1941 г. перед отступлением Красной Армии он был расстрелян НКВД, но пуля его не задела - он чудом спасся от смерти.
Вторично он был арестован ночью с 3 на 4 января 1945 г. вместе с луцким епископом Адольфом-Петром Шеленжеком и другими луцкими священниками. Он был осужден в 1946 г. по ст. 54-1а и 54-11 УК УССР на 10 лет ИТЛ. Позднее в своих воспоминаниях священник писал: "Гдядя из "воронка" на постепенно удаляющийся Луцк со всеми куполами нашего собора, я четко осознал, что Луцк - это прошлое, ушедшее бесповоротно из моей жизни и из истории современной Польши. Что принесет будущее? Что-то совершенно новое".
...На втором этапе его заключения он попадает в Джезказган. Это был очень тяжелый 12-часовой труд на добыче медной руды. О. Владислав Буковинский грузил руду вручную, дневная норма тогда составляла 12 тонн. Наконец, 10 августа 1954 г. он вышел на свободу.

Служение в Казахстане
После освобождения о. Буковинский был сослан в Караганду, где на протяжении 2 лет - до середины 1956 г. - нес священническое служение. Там же и был осужден в третий раз на 3 года. После освобождения в 1961 г. он продолжал вплоть до 1969 г. свой пастырский труд в Караганде.
Коммунистические власти не только не позволяли открывать церкви и часовни, но запрещали богослужения. О. Владислав Буковинский, подобно другим священникам, был своего рода "обходчиком" домов. Он приходил в какой-либо дом обычно пополудни, устанавливал алтарь, исповедовал. Св. Мессу служил поздним вечером, а затем вновь исповедовал всю ночь напролет...

Миссионерские путешествия в соседние страны
Помимо работы в Казахстане, он совершал также тайные пастырские поездки в Узбекистан и Таджикистан. В1957-1958 гг. он предпринял 5 миссионерских походов продолжительностью от одного до четырёх месяцев. Эти годы он вспоминал позднее как "вершину" его миссионерской деятельности по ее итенсивности и объему.
В 1974 г. состояние здоровья о. Владислава Буковинского резко ухудшилось. Навещавших его прихожан он с улыбкой утешал: "Если я умру, придёт другой священник, без священника не останетесь"...
Он умер 3 декабря 1974 г. с розарием в руках. На его похоронах присутствовали сотни людей, несколько священников, в том числе и с Украины, и священнослужители других вероисповеданий. Все хотели проводить в последний путь этого "Апостола Караганды", как его называли.

Несгибаемая вера
О. Владислав не только был человеком веры, но и передавал ее другим... Однажды он привил ее даже молодому идейному коммунисту - своему сокамернику. Ян Кежновский так воспоминал об этом: "Этот человек раньше ничего не слышал о Боге и религии. О. Владислав за то время, что находился с ним в одной камере, передал ему все свои знания, а он, будучи интеллигентом, принял их и желал углубить".
Наконец, срок заключения о. Владислава уже закончился, и он должен был выйти на свободу. "И представьте себе, - говорил он, - что за Божье совпадение! Меня выпускают, а на мое место НКВД поместило очень образованного иезуита, профессора богословия, который, имея больше знаний, чем я, мог завести это дело намного дальше! Такой была горячая вера о. Владислава". В челябинском лагере, едва оправившись от болезни, он помогал и утверждал в вере других больных.

Любовь
Руководитель общественного "Движения к цивилизации любви" г-жа Анна Прушинска вспоминает: "Слово "священник" рядом с именем о. Буковинского приобретало особое значение: ярко ощущалась его особенная личностность, переполненная любовью к людям и Богу и к тому обществу, в котором он жил". По ее же воспоминаниям, она "не слышала, чтобы он когда-либо плохо отзывался о своих гонителях".
Он не бросил своих верных, когда в июне 1955 г. ему была предоставлена возможность переехать в Польшу, поскольку хорошо понимал, что его служение необходимо в Казахстане, и потому остался здесь, приняв советское гражданство.
Задолго до II Ватиканского собора о. Буковинский в тяжелейших условиях лагеря организовывал межконфессиональные встречи, размышления, молитвы и дискуссии. Вот что он написал в своих воспоминаниях: "Некоторые из них были предметными и выдерживались в духе взаимной любви. Но между сектантами случались споры, переполненные агрессией. Лично я призывал всех не забывать в дискуссиях о взаимной любви...".
Он исполнял в своей жизни заповедь любви не только по отношению к ближнему, но и к недругам: "Для меня Христова заповедь любви к врагам - не красивая утопия, но нечто в высочайшей степени реальное и жизненное".

В вечность - с любовью
...В письме к другу проф. Каролю Гурскому от 17 августа 1962 г. о. Владислав Буковинский подчеркивает, что в вечность нужно вступать с любовью: "Ты пишешь об искусстве старения. Это искусство умелой ликвидации мирских наслоений и вступления в вечность с верой, надеждой, любовью, и, конечно же, с покаянием".
Или в другом письме к тому же адресату от 3 апреля 1968 г.: "Из хаоса земных дел давайте подниматься ввысь - к Воскресшему. Какое счастье, что с молоду Он привлекал нас к Себе, хотя мы и пошли за Ним различными путями. Так будем же сосуществовать в его любви".

Доверие, надежда
В советском государстве, где целые народы были поражены отчаянием, отнимающим волу к жизни, этот человек, безгранично верящий в любовь Божию, был для окружающих не только апостолом веры, но и пророком надежды. Своей надеждой он укреплял человеческие сердца, истерзанные жестокой тоталитарной системой и грехом...
При взгляде на духовный портрет о. Владислава Буковинского нас восхищает его величайшее доверие Божественному Провидению, водительство которого наиболее четко ощущается в безвыходных, на первый взгляд, ситуациях.
В своих воспоминаниях о событиях 1970 г. он писал: "Я не знаю, что ждет меня и моих друзей в Советском Союзе даже в ближайшем будущем. Мы не знаем, как Провидение Господне будет покровительствовать нашей Церкви в этой стране. Но я знаю одно: сладко иго Христово, и бремя Его легко"...

Терпение
Одной из труднейших добродетелей в жизни христианина является терпение... Специфические условия служения в Казахстане требовали его в высочайшей мере. С. Флора Штивих из Саратова пишет: "Многое приходилось терпеть и страдать нашему дорогому и любимому Пастырю". Представители советских властей многократно предлагали о. Буковинскому переехать в Польшу. Вот как об этом вспоминает с. Флора: "О. Владиславу Буковинскому предложили уехать из Казахстана домой, в Польшу, но он им ответил: "В Польше есть католические священники, а здесь некому служить верующим католикам". Они немного подумали и сказали ему: "Иди, и больше не собирай людей по ночам". И наш культурный о. Буковинский им ответил: "Спасибо. До свидания". И так о. Буковинский проработал в Караганде почти 20 лет".
Во время своих пастырских путешествий по Казахстану, по выражению Людмилы Вербицкой, "оставлял после себя дух добра". Вот каковы ее еще детские воспоминания о нем: "На о. Владиславе была фуфайка со слишком короткими для него рукавами, тюремная шапка, резиновые сапоги и тоненькие брюки. Помню, что это был март, и было очень холодно, но несмотря на это, у священника было очень довольное лицо и улыбающиеся голубые глаза. От него исходили тепло и доброта... Когда отец приезжал к нам, моя мама старалась угостить его как могла лучше. Она всегда готовила украинский борщ и гуляш. Помню, что о. Владислав никогда не ел гуляш, но всегда просил добавки борща. Так сильно он ему нравился. Моя мама долго после визита ходила с улыбкой и удовлетворением на лице" .
Рассказ Л. Вербицкой - еще одно доказательство того, что жизнь о. Владислава Буковинского - это яркий пример подвижнического служения не только Богу, но и простым людям...

Священник Витольд-Иосиф Ковалев

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...