С некоторым запозданием мы узнали о том, что в Белоруссии у известного многим католикам-москвичам священника Виктора Вороновича умер отец - Владислав Воронович. Он похоронен на кладбище в г. Ошмяны.
5 июня во время вечерней мессы по просьбе о. Игоря Ковалевского прихожане московского храма св. Людовика молились об упокоении души умершего.
Мы связались с о. Виктором, который сейчас служит в Вильнюсе, выразили ему соболезнования и заверили в своих молитвах об усопшем. Поблагодарив, о. Виктор просил передать привет всем, кто его помнит в Москве и России. "Я молюсь о вас, молитесь и вы обо мне", - сказал он на прощание.
О. Виктор Воронович за годы своего служения для сотен москвичей стал первым священником, рассказавшим о Христе. Вниманию тех, кому не довелось встретиться с ним, мы предлагаем интервью, впервые опубликованное в газете восемь лет назад.
- Отец Виктор, где Вы родились и выросли?
- Я родился 22 октября 1963 года в католической семье в г. Ошмяны Гродненской области, в Белоруссии. В семье было пятеро сыновей, я - средний. В Ошмянах храм в годы моей юности был еще закрыт, приходилось ездить в Жупраны (примерно 20 километров), где я очень любил прислуживать на мессе.
После окончания школы поступил в торговый техникум в Вильнюсе и закончил его по специальности "технолог пищи". Армейскую службу проходил, как тогда было принято, вдалеке от родных мест - в Азербайджане и Средней Азии. В армии и речи быть не могло об участии в мессах или даже о публичной молитве. Маленький крестик и кусочек хлеба св. Агаты я хранил в обложке военного билета, который всегда был при мне.
- Когда Вы решили стать священником?
- Когда вернулся из армии, то стал работать по специальности и даже целый год был директором одного из ресторанов в Вильнюсе. А молился в храме Святого Духа, настоятелем которого был о. Александр Кашкевич (нынешний епископ в Гродно), а викарием - о. Тадеуш Кондрусевич.
Я же был министрантом и видел, как трудно приходится священникам, как их мало и как много у них работы. "Если другие не пойдут в семинарию и если я тоже не пойду, то кто же будет служить мессы и исповедовать?" - этот вопрос возникал все чаще, и однажды я решил стать священником.
Семинарий тогда в СССР было две - в Каунасе (для литовцев) и в Риге (для остального Союза). Поскольку я был прописан в Вильнюсе, то дорога для меня была одна - в Каунас. Туда ежегодно принимали гораздо больше юношей, чем в Ригу (около тридцати человек), да и внимания со стороны КГБ к поступающим было меньше. Известны случаи, когда в рижскую семинарию люди не могли поступить лет десять из-за различных препятствий, устраиваемых властями.
В 1985 году я получил рекомендацию у настоятеля о. Александра Кашкевича и у управляющего епархией священника Альгимантаса Гутаускаса и поехал в Каунас. Поскольку литовский язык я знал к тому моменту очень слабо (в Вильнюсе в те годы он не был столь необходим), то все лето - три месяца - посвятил изучению языка - ведь мне предстояло шесть лет на нем учиться.
- Какие воспоминания сохранились о семинарии?
- Замечательные. Мы жили как одна семья - вместе молились, учились, работали и отдыхали. Фактически шесть лет мы прожили отдельно от общества, в котором в ту пору властвовал атеизм. В город было разрешено выходить раз в неделю всего на три часа и обязательно по двое - наши преподаватели опасались провокаций КГБ.
Из предметов самым интересным для меня была моральная теология.
Особенно запомнились летние практики, которые я проходил в разных приходах Литвы - в Алитусе, Вевисе, Молетай и других местах.
- Когда и где было Ваше рукоположение?
- Во диаконы - 30 мая 1990 года в каунасском кафедральном соборе. А во священники - по благословению епископа Кайшядорского Юозаса Матулайтиса - 19 мая 1991 года, в торжество Пятидесятницы, меня рукополагал в Гродно епископ Тадеуш Кондрусевич. Для меня это было очень важно - стать священником на родине, в Белоруссии.
- Как Вы попали в Москву?
- Позвал архиепископ Кондрусевич. Мы были знакомы давно, он знал меня еще министрантом. Кроме того, в России ему нужны были священники, которые хоть немного знают русский язык.
28 мая 1991 года, со дня интронизации архиепископа в Москве, началось мое служение здесь. Перерыв был на два года - с 1995 по 1997 - в связи с учебой в Папском Восточном Институте в Риме, где я получил степень лиценциата богословия.
Должен признаться, что я ехал в Москву в большом страхе, а родители провожали меня со слезами на глазах: они знали, что вокруг единственного в Москве храма расположены здания КГБ...
- Как складывалось Ваше служение здесь?
- Очень интересно. С самого начала я жил на кухне у одной прихожанки, потом мы вместе с о. Антонием и доном Бернардо снимали три комнаты в коммуналке, потом с жильем стало уже лучше.
Непривычны были московские расстояния, богослужения на русском языке, другой менталитет местных католиков. Здесь ведь традиция была прервана более жестко и на более длительный срок, чем, скажем, в Белоруссии или Литве, и поэтому людей, как правило, ко всему надо готовить заново.
В Москве - разноязыкий мир, разные обряды и даже разное отношение к священнику в разных общинах. Если в Литве за священником обычно приезжают (на машине или телеге), чтобы отвезти к больному, а у дома встречает полсела, чтобы помолиться о выздоровлении, то в Москве типичная картина - когда в храм звонят люди и говорят, что их соседка тяжело болеет, она была когда-то крещена в Католической Церкви, хочет перед смертью исповедаться и причаститься. И тогда священник записывает адрес, ищет на карте Москвы дом, прячет на груди Святые Дары и едет на метро, автобусе или трамвае к человеку, который в нем нуждается...
Хорошо, что здесь, в стране с православными корнями, столь высоко почитается таинство больных (елеопомазания, или, в православной традиции - соборования). Так мы хотя бы в последние месяцы или даже дни жизни находим католиков и преподаем им таинства перед смертью. Жаль только, что звонят нам чаще всего в критических случаях...
- Сколько человек Вы крестили за годы служения в Москве?
- Трудно сказать. Больше всего - в 1992 году, когда крещены были более 500 человек, а венчаний было около 200. И это понятно - люди хотели ввести свою жизнь в нормальное русло, чтобы она соответствовала Учению Церкви.
В последние годы количество крещений и венчаний значительно уменьшилось, и мы можем больше времени посвятить подготовке к таинствам. Интересно, что из тех групп катехизации, где впервые встречаются разные люди, уже образовалось несколько семей. Сначала я их крестил, а потом, к общей радости, венчал. И впоследствии крестил детей многих из них. Я очень рад, что таким образом у меня на глазах складывалась новая семья.
- Помимо работы в приходе, где Вы еще служите в Москве?
- Часто приглашают сестры разных конгрегаций. Если под служением понимать не только мессы и требы, то я еще преподаю каноническое право в Колледже теологии, философии и истории и недавно был назначен от нашей Апостольской администратуры судьей в Гродненском трибунале.
- Кто Ваши любимые святые?
- Матерь Божия Милосердия, чудотворная икона которой в Острой Браме в Вильнюсе всегда побуждала меня к молитве, и св. Антоний, предстательством которого мы молились в храме Святого Духа в Вильнюсе каждый вторник.
- Тянет ли на родину?
- Каждого на родину тянет, но я часто вспоминаю тот вопрос, который задавал себе перед семинарией и который в конце концов привел меня в Москву...
№ 7 (253), 13 февраля 2000 г.