№ 41 (343) 11.11.2001
Наш сегодняшний собеседник – настоятель прихода Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Орле
о. Збигнев Круль
- О. Збигнев, расскажите, пожалуйста, где прошло Ваше детство? Когда Вы осознали призвание стать священником?
- Я родился в Польше, в маленькой деревне в епархии Седльце, приход Сточек Луковский. Я был пятым сыном в семье, а еще у меня есть две сестры. Когда в семье столько детей, то найти крестных родителей не так просто. Поэтому мама пригласила свою старшую сестру стать моей крестной матерью. Та, хотя у нее было уже девять крестников, не отказала.
Моя крестная часто мне говорила: "Тебя крестил замечательный священник, поэтому ты тоже должен стать пресвитером". Она постоянно молилась о моем призвании ко священству. Я все время – и в школе, и много лет спустя, в семинарии, – ощущал ее поддержку и заботу. Мои родители – также верующие люди, мы вместе молились. Думаю, что из семени веры, которое заронила в мою душу моя семья, выросло мое призвание.
В средней школе я уже точно знал, что стану священником. Сначала я хотел быть министрантом. Прислуживая во время мессы, старался стоять поближе к алтарю. Однако, окончив школу, чтобы испытать себя, я не сразу подал документы в семинарию, а пошел поработать. Кстати, когда я учился в школе, произошли три события, которые довольно сильно осложнили мне жизнь.
- Что же случилось?
- Первый раз мне пришлось защищать крест в возрасте 15 лет. Шел 1980 г., я тогда учился в восьмом классе. Из-за того, что мы повесили крест в кабинете, директор школы ежедневно оставлял весь класс до 22 часов, пока кто-нибудь из нас не признается, что это он повесил крест. На помощь пришли нам родители, которые взяли "вину" на себя.
В 1981 г. я поступил в среднюю школу в г. Гарволине. Именно в тот год в Польше начинались огромные перемены, вскоре было введено военное положение. В учебных заведениях началось движение за защиту крестов. Я тоже принимал в нем участие. Теперь всякий раз, когда я освящаю кресты либо нательные крестики, я вспоминаю, как мы, школьники, убегали по полю от милиции, вызванной в школу для того, чтобы снять крест, который мы повесили в своем классе. К счастью, я не получил дубинкой по спине, но многие из моих друзей были довольно серьезно избиты. После этого случая меня исключили из школы. Я вернулся в Сточек Луковский, где директор школы согласился принять меня при условии, что, если произойдет нечто подобное, я буду отчислен.
Третий раз за крест мне пришлось бороться, когда я учился уже в Сточеке Луковском. Мне тогда было 18 лет. Последовало отстранение от учебы на две недели, пока педагогический совет не восстановил меня. После этого они изменили свою тактику. Дело в том, что в нашем приходе меня поставили во чтецы. Учителя знали об этом, боялись, что поступлю по окончании лицея в семинарию, высмеивали меня перед классом, ругались. А тут вдруг стали всячески меня "поддерживать", чтобы я не догадался, что они настроены против Церкви.
Когда я сдал выпускные экзамены, мне предложили остаться в лицее подработать. Представляете, я был бухгалтером в секретариате, а тут мне предложили преподавать французский язык, потому что преподаватель на год уезжал в творческий отпуск во Францию, а я единственный из трех классов сдал экзамен на сертификат. Однако призвание ко священству оказалось сильнее – не проработав и года, я подал документы в семинарию.
- Ваши родители обрадовались, когда узнали об этом?
- Да, очень. Грустно им стало только, когда я собрался в Россию.
- И как Вы оказались здесь?
- 15 июня 1991 г. я был рукоположен во священники. Уже тогда я мечтал работать на востоке. Сначала готовился к служению на Украине, даже переписывался с епископом в Житомире Яном Пурвинским. Написал письмо с просьбой к своему епископу-ординарию Дрогичинской епархии Владиславу Ендрушуку, чтобы он разрешили мне поехать на Украину.
Так получилось, что прошение служить на востоке написал еще один священник – о. Адам Романюк, который сейчас работает в Улан-Удэ. Мы с ним были однокурсники, поэтому епископ сказал: "Договоритесь между собой, кто поедет. В этом году я могу отпустить только одного". О. Адам просил меня уступить ему, в итоге я согласился.
Моей мечте было суждено исполниться через несколько лет. В 1998 г. я приехал в Сочи на освящение храма, настоятелем которого был тогда мой друг – о. Богдан Северыник. У него я по-дружески расспросил, как идет служение на востоке, рассказал, что хочу работать в России. Только мне хотелось служить в Администратуре севера Европейской части России. Дело в том, что с архиепископом Тадеушем Кондрусевичем я познакомился еще в 1989 г. на хиротонии о. Алоиза Оршулика в Седльцах. Я уже тогда смотрел на епископа Кондрусевича как на свидетеля веры в СССР.
- Вы не боялись трудностей, которые Вас поджидали в России?
- Трудности есть всегда, они укрепляют человека. Поэтому не нужно падать духом. Путь со Христом никогда не бывает легким.
- Расскажите, пожалуйста, как возрождается католическая община в Орле.
- Возрождение прихода началось еще в 1991 г. В Орел приезжали священники из Харькова, Калуги. Тогда же началась борьба за возвращение храма. К сожалению, до сих пор здание находится в ведении завода "Продмаш", который его незаконно приватизировал в 1992 г. В 1987 г. храм был признан памятником истории и градостроительства, значит, по закону, он не мог быть приватизирован. Внутри здания были возведены перегородки, построен второй этаж. К сожалению, мы пока не можем вернуть его себе.
В приходе сейчас около 60 человек. Постоянно приходят люди, интересующиеся историей и литургией Католической Церкви. Мы стараемся, насколько это в наших силах, помочь им литературой. Я говорю "мы", потому что мне активно помогают прихожане. Они ведут борьбу за возвращение храма, интересуются развитием общины. Уже сложился крепкий костяк прихода. На богослужения регулярно приходят около 40 человек.
Мессу пока приходится совершать в трехкомнатной приходской квартире. В большой комнате устроили часовню - мы часто сравниваем ее с Вифлеемскими яслями. Маленькая, уютная, и в ней всегда можно встретиться с Богом. Мне помогают сестры из общины "Фатима" - одна из Словакии, а вторая - россиянка.
Наш приход, кстати, теперь уже можно назвать матерью брянской общины. Мы вместе с прихожанами посещаем католиков Брянска, молимся, чтобы Господь призвал кого-нибудь служить в этот город. Там уже сложилась община из 24 человек, костяк которой составляют поляки. Богослужения проходят на квартире у одной прихожанки.
И в Орле, и в Брянске готовим детей к Первому Причастию. В приходе начата подготовка к миропомазанию. Мы ждем, что 16 декабря наш приход посетит архиепископ Тадеуш Кондрусевич. 8 декабря торжество Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии – престольный праздник нашего прихода. В этот день трое детей примут Первое Причастие – один из прихода в Орле, а двое - из Брянска. Когда приедет архиепископ Тадеуш Кондрусевич, двадцать прихожан, как из Орла, так и Брянска, будут миропомазаны.
- О. Збигнев, расскажите, пожалуйста, подробнее о том как ведется борьба за возвращение храма.
- Сейчас мы хотим побыстрее вернуть наш храм, непрестанно молимся об этом. В этому году мы попросили молиться в этой интенции паломников, участвовавших в пеших паломничествах из Дрогичина, Седлец и Варшавы на Ясную Гуру, к Ченстоховской чудотворной иконе Божией Матери. Ежедневно один человек из каждого паломничества по очереди соблюдали строгий пост – питаясь только водой и хлебом, – жертвовал день пути за возвращение храма в Орле. Вот такая вселенская молитва получилась.
А мы всем приходом совершаем духовные паломничества к нашему храму на улице Горького. Ежедневно перед мессой читаем молитвы Розария в интенции возвращения здания церкви, молимся во время литургии, а потом идем к храму, где читаем одну тайну Розария и молитву "Ангел Господень". 5 августа – праздник освобождения Орла от немецких оккупантов. После литургии, как обычно, мы пошли молиться перед храмом. На улице в тот вечер гуляло много горожан. Меня поразила одна молодая мама с ребенком. Они проходили между нами и храмом. Приглядевшись, женщина увидела, что мы молимся. Посмотрела на нас, потом на храм, опять - на нас. Она обошла вокруг всего здания и спросила: "Почему вы здесь молитесь?" Мы объяснили ей, что здесь был католический храм. Она удивилась: "Я в Орле живу уже почти тридцать лет, но никогда не подозревала, что это храм". Перекрестилась и пошла дальше.
- Мы знаем, что в Брянске здание бывшего католического храма находится рядом с епархиальным центром РПЦ. А как развиваются взаимоотношения католиков с православными?
- Мы общаемся, хотя, конечно, вместе пока не молимся. Я много раз хотел встретиться с архиепископом Орловским и Ливенским Паисием, но, к сожалению, до сих пор эта встреча не состоялась.
Хорошо хотя бы то, что пока никто нас не обвиняет в прозелитизме. Я этого не слышал. На кладбище – в Орле соседствуют захоронения католиков, лютеран и православных – есть часовня Пресвятой Троицы. В ней на ночь была выставлена статуя-паломница Фатимской Богородицы. Настоятель, который разрешил, чтобы статуя Фатимской Божией Матери провела ночь в часовне, уже умер. Наша монахиня услышала, как один из священников, готовясь к исповеди прихожан, сказал, что общение с сектантами – страшный грех. А сектанты, по мнению этого батюшки, цитирую: "Католики, адвентисты и так далее..."
Второй похожий случай был уже в нашем приходе. Подруга одной девушки, будучи некрещеной, заинтересовалась католичеством, начала приходить к нам на богослужения, даже играла в Рождественской сценке. Однако, когда ее родители узнали, что она ходит на мессу, рассказали об этом на работе, кто-то из коллег "предостерег" их: "Это секта". Поэтому девочке было запрещено приходить на богослужения. Но подобные случаи, на мой взгляд, проистекают исключительно из-за незнания людей, незнакомства с Церковью.
- Местные СМИ интересуются жизнью возрождающейся католической общины?
- Да, появляются небольшие материалы. Интерес к нам заметно повысился, во время визита Святейшего Отца на Украину. Были сделаны даже сообщения по телевидению. Приезжают к нам в гости журналисты и на праздники.
В районной газете были опубликованы две статьи – об истории и возвращении нашего храма и о нашем приходе. Один материал был подготовлен нашей прихожанкой, старостой общины, Галиной Владиславовной Малюченко. Автор же второй статьи - неверующий. Журналист просто попытался поделиться своими впечатлениями об орловских католиках, о деятельности Католической Церкви в этом регионе. Мне, кстати, эта статья понравилась – очень она теплая. Автор опубликовал интересные документы, из которых следует, что храм уже однажды возвращали католикам, но через два дня он был вновь отнят.
8 октября наш приход посетили гости из телевидения – канал "Истоки". Была сделана передача об орловских католиках, их исторических корнях, о нашем приходе и борьбе за возвращение храма.
- Как ситуацию, сложившуюся вокруг храма в Орле, оценивают местные власти?
- Никак. Постоянно мы получаем официальные письма, из которых следует, что мы должны обратиться в комитет по защите памятников либо попросту вчинить судебный иск. Подчеркивается, что католики правы, требуя возвращения храма, однако заявляется, что власти ничем нам не могут помочь. Мы даже написали запрос президенту Владимиру Путину, но Администрация Президента передала дело на рассмотрение администрации города... Не ответил нам пока и губернатор Игорь Семенович Строев. Хотя не только мы испытываем трудности – до сих пор борется за церковь православный приход св. Георгия Победоносца. На месте храма был построен кинотеатр, поэтому верующие призывают власти города снести его и восстановить церковь.
В этом году Орел празднует 435 годовщину со дня основания. Интересно, что я, собирая документы о католическом храме, обнаружил сведения о том, что католики могли бы в 2001 г. отпраздновать 167-летие основания своего прихода.
- Кто Ваш любимый святой?
- Святой Иосиф. Мое второе имя – Иосиф, он мой покровитель. Первый же мой заступник - блаженный –Збигнев, монах цистерцианец, один из первых поляков-мучеников, погибший на землях Западной Польши.
Однако я также чувствую особую помощь и других мучеников – они еще не канонизированы Церковью. Это наши, орловские, мученики за веру. 5 апреля 1938 г. были расстреляны настоятель прихода, органистка и еще шесть прихожан. Среди мучеников за веру, погибших в XX столетии, было много священников, которые работали в Брянске, Петербурге, других городах. Их мы тоже считаем нашими заступниками. Мы уже начали молиться о прославлении их в лике святых. Это началось 1 ноября 2000 г. Мы последовали за призывом Папы, который во время своего визита в Польшу, в 1999 г. провозгласил во время мессы в Варшаве, блаженными 108 мучеников XX века.
Точно известно, что наши прихожане и настоятель погибли за веру - есть документы, подтверждающие, что они были расстреляны, т. к. были осуждены по 38 статье.
- Вы упомянули о захоронениях католиков в Орле. Ведется ли какая-то работа по восстановлению кладбища?
- К сожалению, это невозможно. Захоронения католиков были уничтожены. С одной стороны, на месте погребений католиков была сооружена автозаправка. С другой – мемориал памяти солдат, погибших в Великую Отечественную войну. Чудом сохранились всего несколько надгробных памятников. Каменная часовня была снесена полностью. У сохранившихся могил мы хотели построить маленькую часовню, но не получили разрешения.
- Каковы планы на ближайшее будущее у орловской общины?
- Как всегда, по субботам проводим Библейские чтения. Катехизация сейчас направлена на подготовку к Миропомазанию. Ведется подготовка к таинствам и в Брянске. Продолжает работу приходская библиотека. Ежедневно во время мессы я обращаюсь с прихожанам с катехизационной проповедью.
Радостно, что еще не разу, с тех пор как я приехал в Орел, мне не пришлось совершать литургию без прихожан. Ежедневно, не считая меня и монахинь, кто-то приходит на богослужения. У них можно многому научиться. Возможно, вера этих людей, может быть, не столь крепка, но я счастлив, что у меня есть орловский приход. У меня меньше прихожан, чем у священников в других городах, ну и что? Мы не хотим, чтобы нас было много, мы хотим, чтобы наша вера была крепкой, чтобы она углублялась, а все остальное предоставляем Богу.
Беседовала Ольга Ломакина
Живое слово
Почему я люблю Россию...
В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...