№ 13 (362) 03.03.2002

Представляем священника Общества Слова Божия, секретаря епископа и канцлера курии епархии
св. Иосифа в Иркутске о. Иосифа Венцлавика.


- Отец Иосиф, расскажите, пожалуйста, о себе. Где Вы учились? Правда ли, что Вы закончили несколько университетов?
- Начальное образование я получил в Скербешеве, городе, расположенном на юго-востоке Польши. Неподалеку от него живут мои родители. Потом учился в средней школе в Замостье. В 1972 г. поступил в высшую семинарию Общества Слова Божия, которую окончил в 1979 г.
О своем решении поступать в семинарию я не говорил даже маме, потому что могли возникнуть проблемы во время экзаменов в школе (в то время документы на поступление в институт отправлялись через школу). Чтобы не вызвать подозрений, я отправил документы в сельскохозяйственную академию в Люблине, а параллельно вел переписку с ректором семинарии отцов-вербистов. Сдав экзамены в школе, забрал свои документы из академии и уехал в семинарию в Пененжно. Помню, что когда я приехал в семинарию, там происходило рукоположение во священники. Это было 6 июня 1972 г., а 8 сентября 1972 г. мы официально были приняты в новициат Общества Слова Божия.
Мне очень понравилась атмосфера, царившая в семинарии, ее открытость всему миру. Люди, которых я там встретил, имели опыт работы в разных странах.
Хотелось бы подчеркнуть роль учителей в моем образовании и в жизни вообще. В средней школе у меня были хорошие учителя, которым я очень благодарен. Преподаватели семинарии были также высококвалифицированными специалистами, они смогли дать нам образование, которое помогало шире смотреть на Церковь, на проблемы межрелигиозного диалога. Кроме классических лекций по богословию, нам читали курсы по социологии религии, этнологии религии, религиоведению. Проблема столкновения разных культур и религий, их диалог – эти темы были мне очень интересны и близки. Позднее в Католическом университете Люблина я защитил магистерскую работу, связанную с этнологией религии.
- Вы поступили в Католический университет сразу после окончания семинарии?
- Нет. После рукоположения я год работал в приходе Пененжно – был помощником настоятеля, о. Франтишека Водецкого (это замечательный пастырь, у которого я многому научился).
В Католический университет я поехал в 1980 г. Параллельно, с 1980 по 1986 г., посещал лекции по этнолингвистике и этнографии в Университете им. Марии Склодовской-Кюри. В то время я восхищался русской школой семиотики, с интересом читал работы Юрия Лотмана, Бориса Успенского. Мне было интересно взглянуть на религиозную культуру с точки зрения семиотики. Очень интересовала и проблема восприятия религии простыми людьми, поэтому я ездил по деревням, разговаривал с крестьянами, собирал т. н. религиозный фольклор - пословицы, обряды, религиозные песни. Удалось найти уникальные тексты, сохранившиеся с XV века! Эту работу я вел вместе с Институтом этнолингвистики, сотрудничал с профессором Ежи Бортминским. Мы издали книгу на тему рождественского религиозного фольклора, собрав в ней интереснейшие материалы. Наш труд был отмечен наградой министра культуры Польши.
Я много работал в этнографических учреждениях, в музеях Люблина, во Вроцлаве, в Кракове. Планировал остаться для научной деятельности в университете, но мои планы поменялись, потому что у нашей конгрегации появилось издательство. В 1986 г. я переехал в Варшаву и проработал в этом издательстве 14 лет. Чтобы поближе познакомиться с журналистикой, я поступил в Варшавский университет, где был, кстати, первым студентом-священником. Я встретил там много прекрасных профессоров, людей невоцерковленных, но честных и заслуживающих всяческого уважения, специалистов высокого уровня. Некоторые из них указали мне на интересные темы для исследований, связанных с языком в Церкви. Например, анализ языка проповедей, молитв - это было для меня ново и очень интересно.
Обобщая, можно сказать, что Католический университет Люблина дал мне хорошее богословское образование, глубокие знания этнологии религии и религиоведения. Это - очень хороший университет, к которому я отношусь с большой любовью. Что же касается Университета им. Марии Склодовской-Кюри, то обучение там помогло ближе подойти к языку, к пониманию того, как воспринимают обычные люди религиозные истины, как все это отражается в фольклоре и т. д. Журналистика тоже помогла мне приблизиться к слову, но уже в других аспектах.
Я благодарю Бога за то, что Он даровал мне встречи со многими интересными людьми. Однако есть среди них такие, которые занимают в моей жизни особое место - Папа Иоанн Павел II, Мать Тереза Калькуттская, Жан Ванье, о. Александр Мень.
- Расскажите, пожалуйста, о встречах со Святейшим Отцом.
- Первая встреча произошла в годы учебы в Католическом университете Люблина. Я тогда активно работал в научной теологической группе, занимавшейся подготовкой симпозиумов, посвященных Церкви. Куратор группы профессор Станислав Наги, в благодарность за нашу работу помог организовать поездку в Рим к Святейшему Отцу. Это оказалось непростым делом – был 1980 г., эпоха политического кризиса в Польше, время "Солидарности". Нам долго не давали разрешения на поездку, приходилось многократно ходить за каждой бумажкой, отвечать на расспросы.
Тем не менее, с 21 декабря 1980 г. по 6 января 1981 г. мы побывали в Риме на международной молодежной встрече, организованный общиной Тезе. Эта встреча с многоликой Церковью помогла мне увидеть ее вселенский характер, более широко взглянуть на наши проблемы в Польше.
На 2 января у нас была назначена встреча со Святейшим Отцом. Мы (нас было 70 человек – все из Католического Университета Люблина) вошли в часовню, и я увидел, что Папа молится по Бревиарию. В часовне сидела только одна монахиня. Была полная тишина, мы тихо сели. Святейший Отец продолжал молиться. В тот момент он, можно сказать, не присутствовал среди нас – он был с Богом. Я был от Иоанна Павла II на расстоянии вытянутой руки и все смотрел и смотрел на него. Потом он встал, приветствовал всех, пожал руки. После этого мы сослужили ему во время мессы. Это было потрясающе – стоять за алтарем вместе с Преемником св. Петра! После литургии мы собрались у него в библиотеке, где Папа вновь приветствовал каждого из нас. Часто я мысленно возвращаюсь к этому событию.
Позднее, уже работая в Варшаве, я вместе со своими коллегами по издательству еще раз поехал в Рим, где снова встретился с Папой. У меня была возможность немножко поговорить с ним и попросить благословения. Помню, я сказал: "Святейший Отец! Благословите нас". Он посмотрел на меня и, улыбнувшись, ответил: "Хорошая идея".
Третий раз я встречался с ним в Юбилейном году, когда поехал со священниками из России на Международный Евхаристический конгресс. Заседание конгресса, месса на площади св. Петра – все это вызвало глубокие переживания. И, конечно, незабываемой была месса, которую мы служили вместе с Папой в его часовне. Я вновь стоял рядом с человеком, который несет на своих плечах ответственность за всю Церковь, обладает таким авторитетом, я молился вместе с ним... Боже мой, я этого никогда не забуду. Это дало и дает мне силы преодолевать все жизненные трудности.
- А где Вы встречались с о. Александром Менем, Жаном Ванье, Матерью Терезой?
- В марте 1988 г. я впервые приехал в Москву, где и встретился с Жаном Ванье. Мы провели в Москве почти три недели. Вместе с ним посетили приход о. Александра Меня в Новой Деревне. О. Александр остался для меня примером открытости. Встречи и беседы с ним, его конференции в Москве помогли мне увидеть иной мир, не такой, какой мы себе представляли, размышляя о религиозной ситуации в Советском Союзе. Я встретил прекрасных людей, стоявших у истоков духовного возрождения в стране. Позже я начал регулярно приезжать в Москву. Запомнились, к примеру, встречи с христианской общиной "Чаша" - это были очень открытые люди, они показали мне достопримечательности столицы и Подмосковья. До сих пор у меня сохранились хорошие связи с некоторыми из них.
С Матерью Терезой я несколько раз встречался в Варшаве. Тогда я работал в издательстве и ежедневно совершал мессу у Миссионерок Божественной Любви, исповедовал сестер, посещал вместе с ними неимущих. Конечно, я всегда знал, когда приедет Мать Тереза, и поэтому просил у настоятельницы общины разрешения встретиться и поговорить с основательницей их конгрегации. До сих пор помню все слова Матери Терезы, ее простоту, исполненную Евангельского духа и любви к человеку. Невольно сравниваю Жана Ванье и Мать Терезу. Один из них основал движение "Ковчег", чтобы заботиться об умственно отсталых инвалидах; другая отдала все ради самых бедных людей. Оба оказали большое влияние на мое священническое служение.
- Работая в издательстве, Вы продолжали совмещать научную работу и пастырское служение?
- Да. Все это мне было очень близко. О. Ежи Мазур в то время начал работать в Барановичах. Мы вместе проводили духовные упражнения, сотрудничали во время строительства храма и приходского дома. Я выступал с докладами по религиоведению и очень часто ездил в Белоруссию.
Потом я поехал в Казахстан собирать материалы о Церкви в этой республике. Так получилось, что я смог поездить по этому краю вместе с епископом Яном Павлом Ленгой. Мы побывали в разных поселках, разговаривали со многими людьми - немцами, поляками, русскими. Я видел, как возрождается Церковь.
Мне удалось много поездить по миру. Год я провел на пастырской практике в Ирландии, изучал английский язык. Я искренне восхищаюсь историей христианства в Ирландии; мне удалось собрать там много интересных материалов, которые потом были опубликованы в Польше. По просьбе священника прихода Святого Семейства, я сопровождал больных, совершавших паломничество в Лурд. В нем участвовали 720 человек, 20 священников, епископ. Меня приятно удивила организация: для паломников были забронированы три самолета.
Будучи членом Всемирного союза католических журналистов, я участвовал в программе, организованной его Женевским отделением. Группа из 18 журналистов отправилась на три месяца в Юго-Восточную Африку. Во время поездки мы встречались с премьер-министрами государств, епископами. Это помогло мне увидеть миссионерскую Церковь, существующую рядом с нехристианскими религиями.
Под впечатлением от жизни Церкви в Африке, я решил поехать на постоянную работу в Кению. Все было готово, оставалось лишь съездить в Ирландию, чтобы завершить курс английского языка. И вот, когда я был там, мне кто-то позвонил и сообщил, что о. Ежи Мазур назначен епископом. До этого он неоднократно приглашал меня на постоянное служение в Белоруссию, но мне всегда казалось, что мое место там, где я в тот момент работал. Когда я узнал, что он стал епископом, то пошел в часовню, чтобы помолиться за него. Тогда я подумал: может быть, мне тоже надо поехать в Сибирь? Ведь епископу Мазуру необходима помощь – он мне говорил: "Там начинается серьезное дело".
В моей семье, да и вообще у многих поляков, Сибирь всегда ассоциировалась с трудными временами. В польском языке "Сибирь", прежде всего, синоним слова "ссылка". Это - снег, медведи, кибитки, закованные в цепи люди, лагеря... Мой дед и прадед были взяты в плен русской армией во время Первой мировой войны и сосланы в район Читы, где провели 9 лет. Не могу сказать, что я восхищался этой землей.
Не думал, что мы сможем когда-либо приехать сюда, чтобы помогать возрождению Церкви. Когда после рукоположения я собирался ехать в свой приход, мама помогала мне укладывать вещи, увидела польско-русский словарь, который я купил в семинарии и спросила: "Это возьмешь с собой?" Я ответил: "Нет! Зачем? Может быть, когда-нибудь поеду на Восток, тогда пригодится". Мама напомнила мне об этом в прошлом году, когда я был в отпуске. Я очень долго молился, чтобы Бог помог мне принять правильное решение. Сейчас я думаю, что Бог специально готовил меня к работе в Сибири, потому что, работая здесь, я могу использовать приобретенные знания. Конечно, я никогда не думал, что буду работать канцлером курии, а когда учился в семинарии, то и предположить не мог, что приеду сюда вместе со своим однокашником Ежи Мазуром, с которым мы одновременно, 22 апреля 1979 г., были рукоположены во священники.
- В чем заключаются функции канцлера курии?
- Канцлер – это человек, который готовит все документы – различные сообщения, письма – хранит материалы в архиве. Кроме того, он помогает епископу в разных видах его деятельности. Курия – не только административное учреждение, а институт, который помогает развитию Церкви в целом. Поэтому как помощник епископа я занимаюсь не только написанием писем, но и подготовкой различных материалов, призванных помочь епископу в пастырской деятельности. Однако я не жертвую все свое время только на работу в курии, мне нравится помогать священникам в приходах, участвовать в делах милосердия. Моя работа не всегда дает мне такую возможность, но все же я стараюсь общаться с прихожанами. Очень важно быть ближе человеку, и, прежде всего, тому, кто страдает, нуждается в помощи.
Я благодарен Богу за то, что и здесь встречаю добрых людей, священников, которые с любовью подходят к ближним и отдают свою жизнь повседневной работе. Благодарен за то, что могу служить здесь, в Сибири, которую я все больше узнаю. При этом я отказываюсь от стереотипного восприятия этой земли и ее жителей, вижу духовную красоту людей, богатство культуры разных национальностей, разнличных религий. Поляки, русские, эвенки, буряты – мы все принадлежим к единой человеческой семье. Меня часто спрашивают: "Что вы, как священник, думаете по тому или иному поводу?" Я отвечаю: прежде всего, мы должны говорить о том, о чем думаем как простые люди. Христос ведь не отбросил человеческую природу, а принял все ее богатство. На этом мы должны строить нашу церковную жизнь, отношения, не забывая включать Евангелие в нашу культуру. Церковь и Евангелие не существуют без человека. Вселенская Церковь хранит в себе культурное наследие многих народов, и мы должны вместе строить ее будущее и будущее всего христианства, основываясь, прежде всего, на взаимопонимании.

Беседовала Наталья Галеткина

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...