№ 01-02 (350-351) 01.01.2002
За то время, что существует Центр семьи, его сотрудникам не раз приходилось отвечать на разные вопросы. Сегодня на наиболее распространенные из них отвечает его директор прелат Анджей Стецкевич.
- Глядя на икону Святого Семейства, поневоле задумываешься над тем, что современной семье еще далеко до этого образца. Как Вы думаете, откуда проистекают проблемы семьи в России? С чего следует начать закладывание основ формирования здоровых христианских семей в нашей стране?
- Истоки, на мой взгляд, необходимо искать в истории России. Здесь семья всегда почиталась как святыня. В семье был определенный порядок, соблюдалась иерархия: отец – глава – должен был кормить семью, ему принадлежало последнее слово в решении важных вопросов, например, в воспитании детей, выбора спутника жизни для них. Особую роль играла в семье мать. Мать наиболее близка к детям, исполнена нежности, любви.
Большое влияние на семью оказывала Церковь и вера. Все понимали, что семьи, основанные на таинстве брака, благословляет Господь. Благодаря своему предназначению – деторождению и воспитанию – семья вела человека ко спасению, жизни по Евангелию и заповедям. С этим тесно связана открытость семьи жизни, появление нового ребенка в семье было источником радости.
К сожалению, во времена Советского Союза был нанесен удар по семье – отрицалось таинство брака, иерархия в семье, и, наконец, сама жизнь. Государство присвоило себе право принимать решение – давать жизнь человеку или нет. Постоянные войны, концлагеря, нестабильная экономика. Родители, желая побольше заработать, уезжали на длительное время на заработки, приезжали в отпуск раз в год, поэтому воспитание перекладывалось на государственные структуры – детские дома, сады, школы. Как известно, в этих учреждениях воспитание велось по определенным принципам, существовала коммунистическая индоктринация. Не соблюдался даже естественный закон.
Подобное происходило не только в России, но и в других государствах. Иоанн Павел II, говоря о такой цивилизации, основанной на обмане, назвал ее "культурой смерти". Плоды этой истории мы пожинаем и поныне.
- Исходя из этого, можно предположить, что причины разрушения института семьи коренятся в том, что люди не знают о заповедях Божиих, не знакомы с учением Церкви о браке, не знают о том, как брак представлен в Евангелии. Это подтверждают результаты анкетирования, проведенного "СЕ" во время конференции, организованной епархиальным Центром семьи. Какая работа ведется в этом направлении?
- Во-первых, необходимо найти подход к человеку: увидеть в нем личность, уважать его достоинство. Причем, он необязательно должен быть верующим. Неверующий, но здравомыслящий человек также может прийти к осознанию и признанию ценностей семьи.
Во-вторых, человек – образ и подобие Божие, венец творения. Душа человека бессмертна, у него есть разум и свободная воля. Поэтому мы говорим о достоинстве человека, о праве на жизнь с момента зачатия до естественной смерти; он имеет право на воспитание в семье.
- Из Ваших слов следует, что проблемы семьи заключаются не только в том, что человек не знает Заповедей, но и в том, что он не знаком с Конституцией РФ. Все, что вы сейчас перечислили отражено в Основном законе...
- Не совсем так, поскольку в Российской Конституции написано, что человек имеет право на жизнь с рождения до естественной смерти. Мы боремся за то, чтобы в Основной закон было внесено изменение – "право на жизнь с момента зачатия". Я думаю, эту точку зрения разделяет не только Католическая Церковь, но каждый цивилизованный человек, понимающий, что такое жизнь.
- Как в настоящее время в России ведется подготовка к семейной жизни? Я задаю такой вопрос не случайно, поскольку знаю многие пары, которые венчались в Католической Церкви и лишь через несколько лет совместной жизни с удивлением узнают, что существует такая книга, как "Каноническое Право о браке". Каковы приоритеты в подготовке?
- Есть прекрасный документ – Апостольское послание Иоанна Павла II "Familiaris consortio". В нем точно определены условия подготовки к браку. Подготовка должна начинаться еще в семье родителей, хотя это, конечно, идеальный вариант. Сейчас Католическая Церковь в России работает над тем, чтобы в каждом приходе были хорошо подготовленные специалисты для работы с семьями, чтобы священники хорошо понимали семейную проблематику. Уже сейчас понемногу вводится специальная форма подготовки к браку: молодые люди должны минимум за три месяца до венчания получить определенные знания в области богословия, Катехизиса и ритмов фертильности женщины.
Акцент делается на то, чтобы помочь будущим супругам понять, что в деле передачи жизни они являются сотрудниками Господа. Бог доверяет человеку, дает ему возможность сознательно подготовиться к зачатию и принять новую жизнь. Если бы Он не доверял человеку, то сделал бы так, что женщина постоянно сохраняла способность к зачатию, однако в течение месяца у женщины есть только несколько фертильных дней.
В "Familiaris consortio" определены основные задачи семьи, первая из которых – создать общину любви, и передать жизнь новому человеку. Вторая задача – спасти человека; родители, воспитывая детей, сотрудничают с Богом в деле спасения.
- Подготовка к таинству брака в России ведется по единой программе?
- К сожалению, в России еще не создана единая программа подготовки к браку. Принято, чтобы занятий было не менее десяти, однако количество встреч для конкретной пары определяется настоятелем.
Обычно программу и количество занятий для подготовки к браку определяет Конференция епископов. Если есть возможность, необходимо проводить для будущих супругов духовные упражнения. У нас сейчас ведется работа по подготовке такого документа, который после одобрения Конференцией епископов будет представлен во всех Апостольских администратурах России, а затем – в приходах.
Не менее важно обучить специалистов по подготовке к таинству брака. Было бы прекрасно, если в каждом приходе были люди, помогающие настоятелю готовить людей к таинству брака. Однако, хотелось бы подчеркнуть, что подготовка к таинству – задача настоятеля, и именно он решает, кого назначить или попросить помогать в этой работе.
- Итак, семья должна стать местом освящения и воспитания детей в вере, укрепления свидетельства родителей. Какие шаги предпринимаются в этом направлении? Как Центр семьи поддерживает супругов, принявших таинство брака? К сожалению, со стороны нередко кажется, что акцент ставится исключительно на физиологии брака...
- В приходах ведется и другая работа, например, катехизация, евангелизация, работа с детьми, молодежью и их родителями. К ней мы подключаем знания о биологической и физиологической природе человека. Предназначение Центров семьи – не обучение методам распознавания фертильности, а выход навстречу основным проблемам семьи. Среди целей, которые он ставит перед собой, – подготовка будущих супругов и родителей, во время которой рассматриваются многие вопросы, связанные с Учением Церкви о браке, воспитанием детей, а, кроме того, вопросы педагогики, психологии. Вторая задача – помощь семьям во время кризиса, в воспитании детей, в том, чтобы найти общину или какое-либо движение, которое помогло бы семье включиться в жизнь прихода. Третья задача – защита человеческой жизни, просвещение, при помощи которого мы пытаемся довести до сознания людей ценность и достоинство человеческой личности.
Особое внимание уделяется лексике. Так, беременную женщину часто называют "будущая мама". Но жизнь начинается в момент зачатия и поэтому беременная женщина – это не будущая мама, она уже стала матерью. Как видите, задачи Центра семьи – огромные. Он должен объять своей заботой все уровни семейной жизни и открыть им красоту семейной жизни. Показать, что они не одни, а живут в домах с людьми, испытывающих такие же проблемы и потребности: они тоже воспитывают детей, ссорятся с мужьями и женами, нуждаются в любви и внимании. Надо побудить людей заметить это, подтолкнуть их выйти из футляра одиночества. Многие проблемы можно решать вместе. Большое значение имеет молитва. Она создает особую атмосферу в семье. Мы также помогаем людям найти общий язык в семье.
Совсем недавно были популярны в школах программы сексуального просвещения. Церковь выступала против этих программ и предлагает альтернативу – воспитание к семейной жизни в любви и целомудрии, для того, чтобы познать радость супружеской жизни. В них много внимания уделяется красоте и достоинству человеческой личности. Мы не избегаем тем, касающихся интимной сферы человека, но говорим о них исключительно в контексте супружества, открытости на жизнь и об ответственности за новую жизнь.
Важно научить семью поддерживать связь с приходом. Приход должен стать "общиной общин", в которую входят много разных семей. Необходимо создавать разные общины: семьи могут вместе гулять с детьми, молиться, ходить в паломничества, помогать больным. Это – позитивная помощь семье.
Существуют и негативные ситуации – кризис семьи, алкоголизм. Центр семьи учит, как помочь детям алкоголика, самому алкоголику, окружающим его людям, которым трудно увидеть в нем больного человека.
В мире сейчас внушается мысль, что в жизни человека есть периоды, когда можно не уважать человека. К сожалению, часто люди смотрят на экономическую ситуацию, которая заставляет принимает решения "не в пользу" ребенка.
- Однако в Катехизисе сказано, что при наличии существенных причин, родители могут отложить зачатие ребенка. Что это за причины?
- Эти слова взяты из энциклики Павла VI "Humanae vitae", в котором в качестве основных причин отложить зачатие указываются, в частности, болезнь женщины, угроза жизни матери или ребенка. Другая причина – экономическая ситуация, например, родители безработные, но у них уже есть дети. Возможно, их вера не столь сильна, они не до конца уповают на Господа (есть поговорка – если Бог дал детей, то даст и на детей), но если людям тяжело, Церковь считает это веской причиной для откладывания зачатия.
- Пожалуй, стоит уточнить – чем отличаются методы распознавания фертильности от т. н. "контрацептивного способа мышления".
- Контрацептивное мышление считает допустимым вмешательство искусственных средств в близость мужчины и женщины с целью помешать зачатию. Распознавание фертильности, в свою очередь, дает возможность глубже узнать законы природы, биологии мужчины и женщины.
- А если люди используют этот метод, руководствуясь мыслью: "Не хотим детей, поэтому сегодня воздерживаемся от близости"?
- На мой взгляд, дело обстоит не так. Люди, использующие метод, открыты жизни. Человек не может холодно сказать: "Сегодня может произойти зачатие, поэтому сегодня у нас не будет близости". Они всегда готовы сотрудничать с Богом и зрело и сознательно подходят к зачатию ребенка. Контрацептивное мышление принимает ребенка как врага, агрессора, который мешает комфортной жизни, как лишний рот, который будет объедать.
- У многих людей создается впечатление, что метод распознавания фертильности относится к Учению Церкви. Насколько верно подобное суждение?
- Метод распознавания фертильности – не учение Церкви, а знание естественных законов природы. Церковь использует в этом случае достижения медицины, биологии, психологии. Однако не стоит воспринимать его как потакание слабости человека. Церковь всегда следует учению Иисуса Христа: "Да – да, нет – нет"; называет черное черным, а белое – белым. Если Церковь пойдет против нравственности, то потеряет путь следования за Господом. Пропагандируя метод распознавания фертильности, Церковь показывает, что человек действительно может сознательно сотрудничать с Господом, он включается в дело творения. Господь доверяет человеку, дает ему возможность сотрудничать.
По исследованиям, которые проводились на Западе, около 70% женщин не довольны интимной жизнью в браке. Это является источником различных проблем, вызывает стресс, неврозы, приводит к алкоголизму и наркомании. Если в супружеской жизни нет радости, то человек ищет ей замену, стремится к иному источнику получения радости и снятия сексуального напряжения, что неестественно. Это происходит потому, что человек ничего не знает о своей плоти, о процессах, которые происходят в организме и, соответственно, о том, что многие проблемы можно решить именно при помощи знания естественных законов природы человека. Поэтому метод распознавания фертильности – инструмент помощи семье; средство, а не цель.
- Одна из задач Центров семьи, как Вы сказали, – создание условий и возможностей для общения католических семей. Ведется ли такая работа в России?
- В России семья разрушена почти до основания и при этом почти нет условий для развития пастырства семей. Если католики встречаются по домам, обыватели нередко принимают их за сектантов. При этом 40% католических приходов не имеют храмов. К счастью, в России развиваются церковные движения, помогающие семьям - "Фоколяры", "Оазис", "Семья - Семье", "Домашняя Церковь". Это – первые ласточки. Очень хорошо работает в этой области Неокатехуменат.
- Готовятся ли Центром семьи к изданию на русском языке документы Святейшего Престола, пособия для подготовки к таинству брака?
- Да, мы готовим сейчас к публикации перевод "Familiaris consortio"; хотелось бы издать перевод всех последних документов, касающихся семьи. Самые важные – "Humanae vitae", "Послание к семьям", "Декларация прав семьи". Мы также готовим пособия для мирян и семинаристов. Надеюсь, что весной в свет выйдут книги "Экология семьи" профессора Владимира Фиалковского и "Психология пола" о. Кароля Майснера.
Есть возможность издавать несколько журналов "Дом на камне", "Естественная гармония" и "Человек любящий". Эти издания предназначены для разной читательской аудитории. Мы также хотим издавать листовки и некоторые пособия для семинаристов.
Вообще, существует много книг (некоторые из них уже переведены на русский язык), повествующих о любви, святости брака и воспитании детей. При этом необходимо учитывать, что физиологическая сторона брака - важная и очень деликатная область, по которой тоже необходима определенная литература.
Помимо всего, необходимо пересмотреть ряд терминов, которые в свое время были распространены и встречаются в католической литературе на русском языке. Многие из них относятся к сфере достойного отношения к жизни, ответственности перед Богом. К сожалению, некоторые термины, например, "регуляция рождаемости", в последнее время начали употреблять сторонники "цивилизации смерти". Под ними теперь понимаются контрацепция, аборты, неприятие жизни. Поэтому мы стараемся отказаться от употребления двусмысленной терминологии.
Главное – уважать достоинство человека. Наука, знания, прогресс призваны помочь человеку осознать зачем он сотворен; научиться понимать себя и окружающий мир, использовать полученные знания во благо, жить в согласии с Божиими заповедями, в согласии с тем, чему учит нас Евангелие.
Беседовала Ольга Ломакина