Поздравляя архипастыря, мы представляем вашему вниманию его небольшую автобиографию, которую опубликовал официальный сайт Конференции католических епископов России (сейчас он находится на реконструкции).

«Епископ Иосиф Верт. Он из казахстанских немцев», - так меня однажды представили его святейшеству Алексию II. Но это не совсем так. Мои родители были депортированы в Казахстан в тридцатые годы в ходе сталинской коллективизации.
Там, в депортации в Караганде я и родился 4 октября 1952 года. Но дома всегда говорили: «Мы из Шёнхен». «Красивая» - так звучало бы это в переводе, - название немецкой католической деревни на Волге, километрах в тридцати от г. Маркс Саратовской области. Так что правильнее было бы сказать: я из российских немцев.
Нас в семье к 1973-му году стало 11 детей. Из 5-х мальчиков я первый, но есть старшая сестра.
И в трагедиях действует Бог. После смерти Сталина из КарЛага на свободу вышло много священников, и с 1954-го года Караганда переживала сильнейшее религиозное возрождение. Хотя я был крещён моими родителями сразу после крещения, но пришедшие к нам священники крестили условно ещё раз, и так я был где-то в конце 1954 года ещё раз крещён о. Буковинским Владиславом, другом кардинала Войтылы, чей процесс беатификации открылся в 2006 году в Кракове.
Жил я и воспитание получил в немецкой католической диаспоре. Она формировала меня больше, чем школа и «партия». Так, например, мои родители с гордостью демонстрировали гостям и родственникам своего малолетнего отпрыска, который на вопрос: «Кто ты?» с гордостью отвечал: «Я христианин-католик!». Очень хорошо помню церковную жизнь с середины 50-ых. Мы дети почти ежедневно ходили в «церковь». Семья Беккер отдала под церковь свой собственный дом. Там было всё как в настоящей церкви: алтарь, хоры и очень много людей. А в конце 70-х была построена действительно настоящая церковь, которая сегодня является кафедральным собором Карагандинской епархии. Лишь намного позже я понял, что это было исключение, что католическая община в Караганде была единственной такой большой и живой во всём Советском Союзе, за исключением Прибалтики и может западных районов Украины и Белоруссии. И это было большим даром и благодатью. К первому св. Причастию меня готовила Гертруда Детцель. Приступил я к этим таинствам где-то в 1960 году у Греко-Католического епископа Александра Хира. Процесс беатификации обоих уже начат на епархиальном уровне. В нашей общине совершали служение ещё следующие священники: о. Александр Штауб, один из немногих священников Саратовской епархии, переживших сталинские застенки, блаженный о. Алексий Зарицкий, о. Стефан Пришляк, о. Иосиф Шабан и многие другие священники-легенды.
В 1960 году я пошёл в школу. Учился с переменным успехом, но где-то с 7-го класса начал учиться серьёзно и сознательно, и школу окончил хорошо.
По окончании средней школы поступил на вечернее отделение Карагандинского политехнического института. Весной 1971-го забрали в армию. Ровно 2 года отслужил в ПВО Московского округа. После демобилизации, в солдатской форме, я на одну неделю посетил католическую Литву, куда за время моей службы переехали близкие родственники семьи. Там я впервые увидел настоящую католическую церковь, не подпольного священника в сутане, впервые услышал перезвон колоколов. Там я впервые узнал о существовании духовной семинарии.
Спустя год мысли о священстве, о моём долге с этим разобраться уже не оставляли меня в покое. Я обратился к Патеру Александру, т.е. к подпольному епископу Александру Хира, и он стал моим первым учителем на пути к священству. Полгода владыка преподавал мне латинский язык, как он это делал в семинарии в Мукачево на протяжении 25-ти лет до своего заключения. Этот период был очень светлым и радостным временем в моей жизни.
Впрочем, и последующие этапы моей биографии были для меня светлыми и радостными. В начале 1975-го года я поехал в Литву. 15 августа 1975-го года я начал новициат в литовской провинции Общества Иисуса. Игнацианские духовные упражнения, ежедневные чтения из жития святых, изучение регулы св. Игнатия, познавание азов аскетики, история Церкви, латинский язык и небольшая пастырская практика, - этим я и занимался 2 года моего новициата. Пришлось ощутить и реалии подполья, когда в середине этого процесса мой собрат по новициату неожиданно был арестован и заключён под следствие. Вначале предполагалось подпольно пройти семинарскую программу и подпольно быть рукоположенным в священники. Но в 1979-ом году мне удалось официально поступить в Каунасскую духовную семинарию, которую я успешно и закончил в 1984 году. После 4-го курса, 28 мая 1983-го года я был рукоположен в дьяконы. 27 мая 1984-го года я получил рукоположение в священники.
Ровно год я совершал служение викарным священником в г. Швенчёнис Вильнюсской епархии. А летом 1985-го года, получив согласие ссыльного Вильнюсского епископа Юлиана Степонавичуса, а также уполномоченного по делам религий Актюбинской области, я начал служение в католическом приходе г. Актюбинск на западе Казахстана. Это было моим первым самостоятельным служением. Помню слова епископа Степонавичуса на мою просьбу о юрисдикции: «У меня нет юрисдикции на тех территориях. Ты отныне там будешь сам и настоятелем, и епископом, и Папой». Одновременно окормлял Поволжье. С конца 1987-го года я перенёс свою «резиденцию» в г. Маркс.
13 апреля 1991-го года Святой Отец назначил меня в Новосибирск Апостольским Администратором для католиков Азиатской части России. 23 ноября 1999-го года я возглавил Апостольскую Администратуру Западной Сибири. С 11 февраля 2002-го года являюсь ординарием Преображенской епархии в Новосибирске, а с конца 2004 г. - еще и ординарием для католиков византийского обряда в России.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...