№ 45 (442) 30.11.2003

23 мая епископ Кирилл Климович впервые приехал в Иркутск, а через два дня уже совершал здесь свою первую мессу в качестве главы епархии св. Иосифа. Спустя полгода мы решили расспросить владыку Кирилла о том опыте, который он приобрел за это время, о впечатлениях от его новой паствы, о проблемах, стоящих перед ней, а также о том, как он чувствует себя в качестве ординария епархии св. Иосифа.

- Ваше Преосвященство, Вам приходится совершать довольно дальние поездки, чтобы посетить католиков своей епархии. На сегодняшний день Вы побывали в трех из пяти деканатов. Расскажите, пожалуйста, о своей последней поездке.
- С 30 октября по 5 ноября я был в Хабаровске. Встречался с прихожанами всех хабаровских приходов, с настоятелем о. Джозефом Маккейбом, с участниками епархиального Катехетического курса, который проходил в это время. Вместе с хабаровскими католиками мы праздновали торжество Всех Святых, а на следующий день молились за усопших во время мессы, а после нее – на кладбище.
Люди там очень душевные и приветливые. Я и не рассчитывал на встречу, подобную той, которую они мне устроили. В аэропорт, кроме настоятеля, приехало много прихожан. Встречали с цветами, очень тепло приветствовали, – всё это было для меня приятной неожиданностью.
Приходы в Хабаровске небольшие, но чувствуется, что для людей приходская община – одна большая семья. Они приходят в часовню еще до мессы, встречаются, общаются, а после богослужения вместе пьют чай и беседуют. Думаю, многое здесь зависит от того, как работает священник, а хабаровский настоятель трудится отлично, с большой самоотдачей, в чем я сам смог убедиться. Конечно, как и везде, есть свои проблемы. Я сказал прихожанам, что им надо активнее поддерживать своего священника, помогать ему, чтобы он мог нормально работать.
Церковь в Хабаровске еще очень молода, впрочем, это можно сказать и обо всей нашей епархии. Во время встреч с людьми я расспрашивал их о том, как давно они обрели веру. Большинство приняли крещение лишь несколько лет назад, хотя были и те, кто крещен очень давно. Кстати, такие же вопросы я задавал и участникам Катехетического курса, которые приехали в Хабаровск изо всех регионов епархии. Мне очень хотелось узнать, кто они, как пришли в Церковь, долго ли трудятся здесь. Человека 3-4 из них – это те, кого можно назвать крещенными от рождения. Основная же часть – люди, недавно пришедшие к вере. Одна из женщин даже рассказала, что поначалу была настроена и против Католической Церкви, и против Бога вообще. Пришла специально, чтобы лучше всё узнать и как-то бороться с этим, – и в итоге осталась, увидев, что всё совсем не так, как она думала. Бог дал ей такую благодать, и теперь она даже обучается на курсах катехизаторов.
Естественно, существуют разные проблемы и трудности, но важно то, что люди горят желанием сделать очень многое, что они действительно живут этой Церковью, работают в ней, вкладывая в это свою душу. То, что они делают сегодня – это прекрасно. Выступая перед ними, я говорил, что катехизатор – это не просто учитель, который хорошо знает свой предмет; он – как слуга Божий, через которого действует Иисус Христос. Он должен показать пример подлинной веры, причем такой веры, которая присутствует в нашей повседневной жизни – на работе, учебе, в семье. Действительно, епархия очень рассчитывает на этих людей, особенно в условиях нехватки священников и монахинь. Миряне имеют сегодня огромное значение в жизни Церкви, они по-настоящему делают Божие дело.
- Отличается ли ситуация в Хабаровске от той, что Вы наблюдали во время предыдущей поездки по приходам Красноярского деканата?
- Основные различия между приходами обусловлены тем, сколько священников и монашествующих там работает. Где их больше, как, например, в Красноярском деканате, там и ситуация иная, нежели там, где священников очень мало. Чем больше священников, тем лучше утоляются духовные нужды паствы.
В Красноярске я принял участие в работе региональной конференции, на которую съехались священники и монашествующие, работающие в деканате. Речь шла о развитии приходов, о проблемах, с которыми они сталкиваются сегодня. Кроме того, я побывал в Абакане, Боготоле, Канске, Ачинске, и видел плоды той большой работы, которую священники и монашествующие ведут все эти годы. Чувствуется, что прихожане умеют подлинно воспринимать Бога, сопереживать мессу, включаться в нее. Большинство из них недавно пришли к вере, но, тем не менее, уже сумели глубоко слиться с нею. Знаете, я сравниваю всё это с тем, что происходило в первых христианских общинах. Ведь тогда они тоже были не очень большими, но состояли из глубоко верующих людей. Если уж человек становился частью такой общины, то он был верующим не только на словах. Конечно, всё это надо развивать, углублять, но это есть, это уже действует.
- Как будет продолжаться Ваше знакомство с епархией? Какие поездки планируются в ближайшее время?
- Надеюсь в этом году побывать во Владивостоке, где отец Мирон готовит группу людей к таинству миропомазания. В Красноярске также готовятся к этому таинству, но вновь приехать туда я смогу, наверное, лишь в новом году.
- Не устаете от частых перелетов?
- Усталость в расчет не принимается. Раз надо лететь, значит – надо, что тут поделаешь.
- Но, наверное, непросто всегда быть в пути – все-таки разные часовые пояса, климатические зоны, нагрузки...
- Прибавьте еще задержку вылетов...
- А что, надолго задерживают?
- В прошлый раз я должен был вылететь в 9 утра, а вылетел только в 10 вечера, просидев всё это время в аэропорту. Обидно, что такое случается, но потом смотришь на это иначе, – и уже кажется, что ничего страшного и нет. Самолет задерживается – можно в это время Розарий почитать. В жизни, я считаю, всего не предусмотришь, что получаешь, то и надо принимать.
- Недавно в Иркутске состоялась II Конференция "Каритаса" Восточной Сибири, в которой Вы активно участвовали. Почему Вы не пожалели времени на то, чтобы присутствовать практически на каждом заседании конференции?
- А как иначе? Я же не могу, как какой-нибудь чиновник, подойти ко всему формально, показаться, отметиться и уйти. Мне заранее сообщили о заседаниях, и я так планировал свое время, чтобы участвовать в работе конференции от начала и до конца. Я почувствовал, что это – моя обязанность. Как епископ, как президент "Каритаса" Восточной Сибири, я приступаю к этой работе и мне очень важно знать, с кем я буду ее делать. Чтобы знать людей, надо быть вместе с ними.
У меня остались очень хорошие впечатления от этой конференции. Мы определили приоритеты нашей деятельности, и я буду делать всё от меня зависящее, чтобы работа в этих направлениях продвигалась.
Также очень хотелось бы, чтобы в "Каритасе" между сотрудниками существовал дух молитвы, чтобы была атмосфера доброй семьи. Конечно, у каждого человека свой характер, свои особенности. Но есть общее дело, которое делается во имя Христа. Хочется, чтобы сотрудники "Каритаса" и все мы были подобны одной дружной семье.
- Назовите главные проблемы, которые стоят перед епархией.
- Прежде всего, это малое число священников. Для меня, как для епископа, самое важное заключается в том, чтобы люди, живущие на территории моей епархии, узнали Бога, открыли Его в своем сердце. Кто может помочь им в этом? Священники, монахини, катехизаторы – те, которые не только словом, но и своей жизнью свидетельствуют о Господе. В своем служении здесь основную задачу я вижу в том, чтобы во всех приходах епархии были такие люди.
- Как Вы будете решать эту проблему – приглашать священников из других стран?
- А разве есть пока другой выход? Пока нет достаточного количества местных призваний, я очень надеюсь на помощь священников из других стран. Сейчас два молодых священника в Иркутске готовятся к служению в нашей епархии, и это радует.
- А как все же обстоит дело с местными призваниями?
- Местных призваний пока еще не хватает, но, слава Богу, они все-таки есть. В разговоре с катехизаторами я услышал фразу: "Если бы мы знали в свое время, что есть возможность поступить куда-то, чтобы стать монахиней, мы бы пошли". Причем подобное я слышал не только в Хабаровске. Во время епархиальной встречи молодежи я беседовал с молодыми людьми и видел, что они стремятся жить с Господом, быть ближе к Нему. Знаю, что есть среди них и те, которые серьезно задумываются над священническим и монашеским служением. И как же может быть иначе, ведь мы столько об этом молимся. Я всегда молюсь о новых призваниях, за всю епархию, за священников и монахинь.
Со временем, думаю, появятся и местные священники, хотя это не так просто. Ведь стать священником – не то же самое, что выучиться в институте и получить какую-то профессию. Необходимо, чтобы человек почувствовал в себе особое призвание, чтобы это было не просто его спонтанным желанием, а обдуманным решением, принятым после серьезных размышлений и молитв. В этом году, например, в предсеминарию поступил человек, которому уже исполнилось 43 года. Как мне рассказывал его настоятель, у него было такое сильное желание стать священником, что он долго самостоятельно готовился к поступлению. Сейчас он учится на первом курсе, и слава Богу!
Есть и другие проблемы, общие для всех приходов. Они связаны с тем, что у многих еще нет "привычки" к Церкви, нет "корней веры". Несколько поколений ничего не слышали ни о Боге, ни о Церкви. Сейчас мало-помалу ситуация меняется, но все же не так быстро. Надо делать всё, чтобы люди, недавно пришедшие в Церковь, оставались в ней, углубляя свою веру.
- Всё это отличается от ситуации в Белоруссии и Польше?
- Да, там всё по-другому, потому что и Церковь действовала на протяжении всех этих лет, и в семье сохранилось религиозное воспитание. Здесь редко можно встретить в храме полную семью, не часто увидишь, чтобы на мессе присутствовали и муж, и жена, и дети.
- Если продолжить разговор о различиях, то не могли бы Вы сказать, что было для Вас самым сложным и непривычным в начале пребывания?
- Пожалуй, самым непривычным для меня было количество верующих. Помню, приехал в один из приходов, а там совсем мало верующих на мессе, спрашиваю священника: "А сколько здесь прихожан?". Тот отвечает: "Пятнадцать-двадцать человек". Уж не говорю о Польше, католической стране, но и в Белоруссии, где я до сих пор работал, приходы в количественном отношении выглядят совсем по-другому.
Другое отличие, непривычное для меня, это расстояния. В Сибири нет такого большого количества верующих, как в Белоруссии или Польше, но здесь – очень большие расстояния. Я бы хотел побывать в приходе у каждого священника, к каждому подойти, поговорить, увидеть всё своими глазами. Как отец ездит к своим детям, так и епископ должен посещать всех своих священников. Сибирские расстояния осложняют эту задачу.
Конечно, требуется время, чтобы ко всему привыкнуть. Не буду говорить, что вот, такой я герой, всё уже здесь знаю и ко всему привычен. Нет, но помаленьку привыкаю.
- Предстоящие сибирские морозы Вас не пугают?

- Нет. Помню, в Белоруссии, где-то в 1960-х годах, морозы доходили до -30. Было так много снега, что мы не могли пешком дойти до школы. Нам дали лыжи, и мы ходили на них от дома до школы и обратно. Холодной погоды я не боюсь и о морозах не переживаю, пока есть во что одеться и обуться.
- То есть, 30-градусный мороз Вы в своей жизни уже испытывали, а 40-градусный?

- Нет, такого еще не было. Ну а что пугаться, люди же как-то живут здесь и радуются, даже говорят, что при больших морозах хороший, свежий, здоровый воздух бывает, болезни не цепляются.
- Вы не могли бы поделиться с нами самым радостным и самым печальным из того, что случилось за эти полгода?
- Большая радость есть от того, что строится церковь. Вот, например, когда ездил в Улан-Удэ освящать площадку, на которой возводится храм. Потом еще большая радость у меня, когда приезжают новые священники и монахини, которые хотят нам здесь помогать. А о том, что огорчает, я рассказываю Христу.
- А вообще, трудно ли быть епископом такой епархии?
- Думаю, как везде. Я бы не сказал, что всё идет так, как должно идти в идеале. Всегда на ниве Божией появляется какое-то зло, чтобы мешать добру. Это – жизнь. На каком бы месте ни был человек, если он стремится что-то сделать, и сделать хорошо, то трудности всегда будут. Мы – люди верующие, мы верим и надеемся, что из любой трудной ситуации всегда есть выход, конечно, если искать его вместе с Богом. Раз Господь послал меня сюда, значит, надо работать.
- Заканчивается литургический год и наступает Адвент – особое время в жизни христианина. Что бы Вы пожелали на этот Адвент нашим читателям?
- Адвент – это подготовка к Рождеству, и я желаю читателям так подготовиться к этому событию, чтобы воспринимать его не как обычный праздник, но как рождение Иисуса Христа в своем сердце, чтобы Иисус, действительно, родился в наших сердцах и всегда присутствовал в нашей жизни.
Чтобы мы, несмотря ни на какие сложности, а они есть и будут у каждого человека, с верой, надеждой и любовью смотрели на нашу настоящую и будущую жизнь. Подумайте над тем, как Спаситель пришел в этот мир. Ведь никто и не думал, что Он может прийти именно так, все ждали великого, могущественного победителя. Он же показал нам именно такую ситуацию, в какой каждый из нас оказывается в своей жизни – такую слабость и беззащитность, при которой может показаться, что выхода нет. На самом деле выход всегда есть, если строить фундамент на Боге. Мария и Иосиф стучали во все двери и слышали в ответ, что они здесь не нужны. Но Бог показал, что выход есть и в такой ситуации. Желаю, чтобы в этот Адвент мы все имели такое понимание происходящего и глубокую веру.
Ну и, конечно, хочу пожелать, чтобы Рождество стало временем радости и надежды, которое бы укрепляло убеждение в том, что Царствие Небесное доступно каждому из нас, что спасение возможно, и оно не зависит ни от денег, ни от удачи. Если мы будем хранить веру в Господа, если будем соблюдать Его заповеди, будем жить этим, то получим от Бога эту самую большую награду.

Беседовала Наталья Галеткина

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...