Послание на первое воскресенье Адвента 2010 г. ко всем священникам, монашествующим и верующим мирянам епархии Святого Климента в Саратове

Дорогие братья и сестры!
Как вы объяснили бы, что означает "последний шанс"? В этих двух словах есть что-то от неудачного прошлого, от тревоги, но и от надежды на благополучный исход предстоящего дела. Потому что каждому понятно, что после этого – последнего шанса - другого не будет. Поэтому мы относимся к нему чрезвычайно серьезно, ищем действенной помощи, сосредотачиваем свои силы и объявляем все, что непосредственно не связано с этим "последним шансом", второстепенным.
Если мы хотим серьезно отнестись ко времени Адвента, то мы должны прожить его как наш "последний шанс". Ибо время Адвента пробуждает в нашем сознании реальность второго Пришествия Господня.

В течение ближайших недель мы будем сотни раз молиться и петь: "Приди, Господи Иисусе!" При этом речь идет, прежде всего, о Его Втором Пришествии в конце времен. Мы будем выглядеть смешными в глазах мира и нечестными по отношению к Небесам, если мы будем только призывать: "Приди!" - потому что это так романтично звучит - но в действительности даже не рассчитывать и не надеяться, что Христос услышит нас и придет. Я хочу повторить это еще раз, потому что это очень важно: "Если мы серьезно относимся ко времени Адвента, мы должны прожить его, как наш "последний шанс".
Как это сделать? В Первое воскресенье Адвента начинается новый Литургический год. Может быть, начинается что-то еще? Лично для Вас? Вы христианин в теории или же и на практике? В чем заключается смысл литургии, если не в нашей практической, повседневной жизни, которую она связывает с Небом?
Дорогой брат, дорогая сестра - да-да, я имею в виду тебя, - не настало ли время сделать качественный скачок в Твоей вере? Я задаю сейчас довольно провокационный вопрос: сколько часов в неделю ты готов "инвестировать" в твое христинство? Именно здесь кроется ошибка множества крещеных христиан. Они практикуют свою веру в определенное время: один-два часа в неделю на литургии, молитва перед экзаменом или перед началом путешествия, немного чтения духовной литературы и какое-нибудь доброе дело, потому что оно приносит славу от людей и награду от Господа. Все остальное время они живут подобно тем, кто вовсе не верит во Христа и пытаются избежать всего, что наполняет их жизнь болью и страданием. Однажды Иисус однозначно сказал, что нельзя служить двум господам. Тот, кто все же пытается жить так, считает себя умнее Христа. И здесь мы наталкиваемся на большую проблему, потому что немалое число христиан хотят усидеть сразу "на двух стульях". Следы секуляризации и релятивизма, столь характерные для современной эпохи, можно увидеть и в Церкви. Дух нашего времени разрушает ценности, которые важны для сохранения человечества. В эту ситуацию сегодня звучит Слово Божие: "Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти" (Рим 13, 11-13).
На вопрос, как правильно провести время Адвента, я хотел бы дать очень простой ответ, который, однако, трудно воплотить в жизнь: мы должны просто ждать.
Пусть подготовка к Рождеству, празднику Пришествия Сына Божия, умножит в нашем сердце тоску по Второму Пришествию! Мы не знаем, когда это случится. Мы также не можем приблизить этот момент, как в сказках нередко призывают духов. Но как мы можем доставить Господу бōльшую радость, чем ожидая Его с тоской? Не забудем и о практических последствиях этого ожидания: если мы приглашаем в дом гостей, мы должны совершенно конкретно приготовиться к их приходу. Что же означает ожидать Христа? Когда я думаю о том, что Он войдет не в дверь моей квартиры, а в дверь моего сердца, то, в первую очередь, мне становится ясно, что я должен "навести в нем порядок". Нужно кое-что расставить по местам, чтобы освободить путь для Господа. Возможно, что даже людей в моей жизни и самого себя нужно расставить на свои места. Это тоже является одним из «дел любви», о которых мы хотим позаботиться в течение ближайших недель.
И еще одну мысль я хочу упомянуть в этой связи: есть замечательная книга Генри Ноуена, которая называется "Я вслушивался в тишину". В этой книге автор описывает свой опыт, приобретенный в траппистском монастыре, где он провел семь месяцев. Вслушиваться в тишину - вот в чем нам стоит поупражняться! Это - настоящее время Адвента! Конечно, мы не сможем уйти от наших повседневных обязанностей, и все же мы могли бы упражняться, вслушиваясь в тишину. Это великолепное и очень важное упражнение для каждого христианина. Разумеется, для этого мы - насколько это возможно - должны добровольно отказаться от шума и всего, что рассеивает наше внимание. Вы не можете жить без телевизора, поиска в Интернете, плейера или мобильного телефона? Напишите мне на Рождество, от чего Вы решили отказаться и –честно - как это Вам удалось. А я отвечу Вам, как обстояло дело со мной, и как получилось у меня прислушаться к тишине. Мой адрес Вы найдете в каждом приходе.
Если Вы спросите меня, что, собственно, означает "слушать тишину", я отвечу одним словом: молиться. Так слушание тишины приобретает "направление". И молитва становится настоящим приключением. Она требует упорства, решимости и мужества. Выше я говорил о качественном скачке в вере. Он может стать вполне конкретным, если наша молитва вырастет из устного диалога в слушание тишины.
Латинское слово "Advent" переводится на русский язык как "пришествие". В течение веков уже многие слышали в тишине своего сердца "шаги" Грядущего и нашли Его следы. Это сделало их людьми, которыми и мы, собственно, хотели бы стать. Людьми, которые несут любовь туда, где царит ненависть, примирение - туда, где обида, единство - туда, где разлад, веру - туда, где терзают сомнения, надежду - туда, где угрожает отчаяние, радость - туда, где снедает скорбь и печаль, свет -туда, где правит тьма. Они желают утешать, а не ждут утешения, понимать, а не ждать понимания и любить, а не ждать любви, ибо они осознали, что отдавая - мы получаем, прощая – будем прощены и, умирая – воскресаем к вечной жизни.
Возлюбленные братья и сестры, я начал с вопроса о последнем шансе. Я надеюсь, что теперь стало немного понятнее, что время Адвента - нечто большее, чем просто традиция, романтика свеч и подготовка к празднованию Рождества. Будем бодрствующей Церковью, которая с радостью раскроет врата Господу, когда Он придет!
От всего сердца желаю Вам благодатного времени Адвента и призываю на Вас благословение Грядущего Господа.

Епископ + Клеменс Пиккель,
ординарий епархии святого Климента

 

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...