Согласитесь, с нашей стороны было бы совсем невежливо не попрощаться с Апостольским нунцием архиепископом Джоном Буковским. Тем более что мы неоднократно заставали Его Высокопреосвященство за чтением газеты, которую он неустанно и мужественно защищал от внешних и внутренних "доброжелателей", вселяя в нас радость жизни и оптимизм. Поэтому мы не прощаемся. Мы говорим "до свидания!"

Архиепископ Тадеуш Кондрусевич, председатель Конференции католических епископов РФ:
В первый раз об архиепископе Джоне Буковском я услышал в Государственном секретариате Ватикана. Говорили о нем хорошо, особо подчеркивали коммуникабельность. Позже я сам убедился, насколько человечен наш нунций, что нечасто бывает среди дипломатов. Он нередко приглашал к себе в гости и подробно расспрашивал о наших проблемах и планах.
В первые дни своего пребывания в России он заявил: "Я хочу знать регион" - и мы стали много ездить по приходам. Он стремился остановиться не в гостинице, но у настоятелей, чтобы видеть их быт и трудности. Он не чурался богослужений и выступал с проповедями - и в наших приходах люди сразу чувствовали, что это не только дипломат, но и пастырь.

У меня в памяти много важных дел, которые архиепископ Джон Буковский сделал или помог сделать другим за годы своего служения в России. Судите сами: у нас рукоположены два епископа, появились две новые Администратуры, созданы Конференции епископов и монашествующих, восстановлены храмы, полнокровно действуют колледж и семинария... Сказать, что это было сделано при монсеньоре Буковском, это значит сказать не всю правду, потому что это было сделано благодаря монсеньору Буковскому.
Мне, например, он помог составить церковный устав семинарии, перевезти ее в Санкт-Петербург, препоручить колледж иезуитам, отремонтировать кафедральный собор, регистрировать приходы...
В целом вклад Апостольского нунция можно определить успехами в трех главных, с моей точки зрения, областях: развитие и становление католических структур, отношения Церкви с государством и развитие диалога с Русской Православной Церковью. Достаточно беглого взгляда на то, что было пять лет назад и то, что есть сейчас, чтобы оценить сделанное.
Я желаю архиепископу Джону Буковскому здоровья и благодатного служения на новом поприще, которое, я уверен, будет полезно народу Божию и всей Церкви.
Он был и остается для меня хорошим учителем и отцом.

Епископ Клеменс Пиккель, Апостольский администратор юга европейской России:
В жизни простого священника, живущего в 1000 км от столицы, нунций - дипломат, является уважаемым и, одновременно, далеким человеком. Он служит Церкви как будто "на другом уровне". Именно здесь, в России, у руководства которой, в основном, стоят люди светские, дети богоборческих десятилетий, он является гарантом полноценной работы Католической Церкви.
Мне было очень приятно услышать, что архиепископ Джон Буковский говорит на моем родном немецком языке. И я был рад, когда архиепископ Тадеуш Кондрусевич сказал мне о том, что они оба хотели бы приехать на торжество Христа Царя, чтобы освятить  алтарь в новом храме г. Маркса, где я служил настоятелем. Это было пять лет тому назад. Во многом благодаря этому визиту я осознал: нунций - это не только дипломат, он священник, как и я.
Если говорить о более поздних событиях, предшествующих моей епископской хиротонии, то вспоминается, как после празднования 150-летия Тираспольской епархии в г. Орнбау (Бавария) в начале марта 1998 г. я возвращался из Франкфурта в Москву. У меня уже был билет в Саратов на 8 марта. Обычно на дорогу из Шереметьево в Домодедово у меня уходило часа два: маршрутка - метро - маршрутка.
Но на этот раз меня ждал автомобиль из нунциатуры. По дороге монсеньор Марек Сольчинский по-дружески беседовал со мной, сестры в нунциатуре улыбались... Далее последовала беседа с архиепископом Буковским, во время которой он сообщил о предложении Святого Отца рукоположить меня во епископа и спокойно возражал моим "отговоркам". Потом - молитва в часовне нунциатуры, ответ Святому Отцу. Ответ я писал за огромным письменным столом нунция. Может, стол и не был большим, а казался мне тогда таким от волнения.
7 июня 1998 г. перед алтарем, который нунций освятил за несколько лет до этих событий, я принимал из его рук перстень, митру и пасторал во время моего рукоположения. Я не могу передать словами всю полноту ощущений, охватившую меня. Он подготовил документы и сам приехал в Саратов, дабы сообщить верующим и местным властям об учрежденной Святым Отцом 23 ноября 1999 г. Апостольской администратуре.
Архиепископ Джон Буковский мне в чем-то напоминает моего бывшего епископа - Герхарда Шаффрана. Он - сосредоточение достоинств Церкви в сердце своем...
Благодарение Богу за него.

О. Станислав Опеля, генеральный секретарь Конференции католических епископов РФ:
Архиепископ Джон Буковский достойно продолжил дело, начатое первым Апостольским нунцием в России - архиепископом Франческо Коласуонно - я имею в виду помощь в возрождении и развитии католических структур в новых условиях, что увенчалось созданием Конференции католических епископов Российской Федерации и Конференции монашествующих.
Его Высокопреосвященство всегда старался принимать участие в торжественных богослужениях, а также постоянно контактировал с представителями светских властей всех уровней по самым актуальным для Католической Церкви в России вопросам.
А как человек он отличался удивительной открытостью и готовностью выслушать и понять каждого, кто к нему обращался за советом или за помощью. И поэтому сегодня все мы должны от души поблагодарить Его Высокопреосвященство за уделенное нам внимание и огромный труд, проделанный им в России!

Иеромонах Иларион Алфеев, секретарь Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата по межхристианским связям:
Время пребывания архиепископа Джона Буковского на посту Представителя Святого Престола в Российской Федерации совпало с трудным периодом в жизни нашей страны и, к сожалению, в отношениях между нашими Церквами. Но нам всегда удавалось находить с ним общий язык и взаимопонимание, что неизменно способствовало разрешению многих сложных проблем двусторонних отношений.
Архиепископу Джону Буковскому присуще тонкое понимание специфики существования Католической Церкви в стране, где католики составляют относительно небольшую часть верующих. Надеюсь, что со стороны нового Апостольского нунция мы встретим такое же доброжелательное отношение к Русской Православной Церкви, и между нами установится столь же плодотворное сотрудничество.

Монахиня Тереза Шевц, вице-президент Конференции главных настоятелей и настоятельниц институтов монашествующих и обществ апостольской жизни России:
Прежде всего, конечно, хотелось бы поблагодарить Его Высокопреосвященство за его заботу о монашествующих, проблемы которых он, сам будучи монахом, воспринимал особенно чутко; за его любовь к нам. Одним из воплощений этого отношения к нам стало и создание по его инициативе Конференции монашествующих - очень полезной для жизни Церкви структуры, позволяющей членам разных орденов и конгрегаций чаще общаться друг с другом, обмениваясь при этом разнообразными дарами своих харизм. Надеемся, что в ближайшем будущем деятельность нашей Конференции станет еще более плодотворной.
Мы желаем Его Высокопреосвященству обилия Божией благодати на новом месте его служения и всегда будем молиться об этом!

О. Андрей Удовенко, священник восточного обряда:
Впервые я увидел нового нунция летом 1995 года, и так получилось, что наша беседа с ним проходила без переводчика. Но он заговорил по-словацки, а сопровождавшая его монахиня немного владела русским, и у меня сразу же возникла подлинно братская симпатия по отношению к этому человеку.
Помню, что я познакомил его с некоторыми нашими документами, и он сказал, что постарается сделать все возможное за время  своего служения в России, чтобы католики разных обрядов ощущали себя единым целым в этой стране.
Затем мы еще не раз встречались и беседовали с Его Высокопреосвященством, и я очень благодарен ему за проявленное внимание к нашим проблемам, но главное - за то, что ему действительно удалось выполнить все, о чем он говорил во время нашей первой встречи.

Жан-Франсуа Тири, директор "Духовной Библиотеки":
Все то, что удалось сделать Его Высокопреосвященству за неполные пять лет пребывания в России, свидетельствует, в первую очередь, о его широте взглядов и дальновидности. По крайней мере, мне лично посчастливилось не раз в этом удостовериться, например, во время обсуждения проекта русского издания Катехизиса Католической Церкви или когда мы говорили с ним о будущем Духовной Библиотеки. У меня сложилось впечатление, что архиепископ Джон Буковский относится к тем редким людям, у которых есть Божий дар видеть перспективу развития практически любой проблемы, учитывая при этом самые разнообразные факторы. Свидетельством тому и последние структурные изменения в Католической Церкви в России.

Диакон Антонио Санти, директор "Каритаса" европейской России:
Я бы назвал архиепископа Джона Буковского свидетелем коллегиальности Церкви. Он учил всех нас работать совместно - епископов и священников, монахов и мирян - чтобы, в свою очередь, наше свидетельство миру было единым и убедительным.

Российская католическая газета "СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ", № 7 (253), 13 февраля 2000 г.

 

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...