Я слышал, что раньше в Католической Церкви использовалось шесть литургических цветов, а сейчас - только четыре. С чем вообще связано происхождение тех или иных цветов литургических облачений и что они означают?
Ярослав Савицкий,
Санкт-Петербург


Ежедневно участвуя в мессе, можно заметить что-то особенное. Например, в будни в храм приходит совсем немного людей; в воскресенье мы слушаем хорошо подготовленную проповедь; в праздники алтарь украшают прекрасными цветами; во время торжеств хор поет красивые старинные песнопения. Это - внешняя сторона литургии.
Нетрудно заметить и то, что время от времени меняются цвета литургических облачений священников и напрестольных покровов. История использования того или иного цвета связана с развитием техники окрашивания тканей. Наибольшего успеха в этом ремесле достигли венецианцы. От состава краски и промежутка времени, затраченного на окрашивание материала, зависела стоимость готового изделия. Довольно долго самым дорогим красителем был черный, поэтому черные облачения надевали лишь Римские Понтифики. Использовалась также другая разновидность красителя - кармин (красная и красно-фиолетовая краска). В IX-X веках стали использовать и другие красители. В XIII столетии Папа Иннокентий III (годы понтификата 1198-1216) утвердил Канон литургических цветов, который, претерпев незначительные изменения, действителен по сей день.
Общие правила таковы.

В ходе Пасхальных и Рождественских торжеств во время мессы и Литургии Часов облачение священника - белого цвета. Белый цвет также используют в дни торжеств, связанных с Господом Иисусом Христом (кроме дней воспоминания Его Страстей), в праздники и дни памяти Пресвятой Девы Марии, святых ангелов и архангелов, святых, не претерпевших мученической кончины, в торжества Всех Святых (1 ноября), рождество св. Иоанна Крестителя (24 июня), а также в праздники Кафедры святого апостола Петра (22 февраля), Обращения св. апостола Павла (25 января) и в день памяти св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова (27 декабря).
Облачения красного цвета используются в Вербное Воскресение, Страстную Пятницу, в дни памяти апостолов и других святых мучеников.
Фиолетовый цвет используют во время Адвента и Великого Поста, а также во время заупокойной мессы и Литургии Часов, совершаемой за усопших. Зеленый цвет - в Рядовое время литургического года. Таковы основные цвета литургических облачений.
После II Ватиканского Собора было признано необязательным использование черного и розового цветов. Тем не менее, в некоторых приходах священники продолжают надевать черные облачения во время отпевания усопших и заупокойных месс. Розовый же цвет можно использовать в 3 воскресенье Адвента и 4 воскресенье Великого Поста, которые по-латыни называются "gaudete" ("радуйтесь") и "laetare" ("возвеселитесь").
В дни наибольших торжеств священник может служить литургию в более богатых облачениях, даже если их цвет не соответствует каноническому предписанию на этот день. Так, во время освящения кафедрального собора в Москве, которое состоялось в 3 воскресенье Адвента, все священники были облачены в орнаты цвета золота.
Каждый литургический цвет имеет свое собственное символическое значение. Белый цвет означает радость и торжество сердца. По закону Моисея, в храме все ткани должны были быть белыми (Исх 26,1; 27,9). В книге Откровений святого Иоанна Богословия белый цвет является символом совершенной чистоты и красоты (Откр 7,13; 15,6; 19,11; 19,14). Одежда, которую носили новокрещенные, тоже была белой. Ее снимали на восьмой день после крещения, в так называемое "Белое воскресенье". Белые платья девочек, приступающих к Первому Причастию, или невест во время венчания также символизируют невинность и чистоту.
История символического значения красного цвета не столь проста. Так, в древнем Египте он символизировал все, что связано с демонами и злыми духами: низменные порывы и влечения (ненависть, жестокость, разврат). Однако в Святом Писании красный цвет символизирует безграничную любовь Бога: кровавый цвет греха может быть омыт лишь Кровию Агнца (Откр 7,14). В литургии красный цвет символизирует кровь, борьбу, мученичество, а также огненные языки, которые в день Пятидесятницы почили на апостолах и Пресвятой Богородице (Деян 2,3).
Зеленый цвет - это символ надежды, возрождения, юности и справедливости. Фиолетовый цвет символизирует раскаяние и смирение.
В заключение я хотел бы отметить, что облачения разных цветов используются для того, чтобы при помощи внешних средств более точно отразить характер тайны веры или события, вспоминаемого в тот или иной день, а также для того, чтобы напомнить об идее поступательного движения христианской жизни в течение всего литургического года.

Отвечал О. Яцек Шчепаник OFMConv
СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ
№ 10 (256), 5 марта 2000 г.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...