В Польше 1989 года уроки религии в школе были знаком свободы и перемен к лучшему. К власти пришло коалиционное правительство Мазовецкого, шли самые разные реформы. Летом 1990 года Конференция епископов и правительство пришли к соглашению, и с 1 сентября 1990 в школьной программе появился новый предмет. Церковь и общество восприняли его как «шанс исцеления ран польской системы образования, несшей тогда молодому поколению извращенный идеологией образ человека и мира». Казалось, Польша возвращается в золотые довоенные времена. Потом энтузиазм начала 1990-х годов сменили тревожные голоса, говорящие о новом поколении язычников, порождаемых школьной катехизацией.
Как сегодня выглядит катехизация по-польски? Послушаем практика.

Я катехизатор. Читаю в Сети на форумах, как молодежь описывает утрату веры. В большинстве случаев хорошая катехизация могла бы предотвратить это.
С 2000 года я веду уроки религии в польской школе (в Кендзержин-Козле – маленьком городе в Силезии, недалеко от Ополе). Все чаще спрашиваю себя – а какова эффективность нашей катехетической работы за все посткоммунистические годы, когда религия из приходского дома пришла в школы. Можно гордиться и говорить, что мы лучше всех. Можно все валить на семью, нехристианское окружение и т.д. Тему «наследственного атеизма», несмотря на традиционное крещение детей, венчание и пр., я тут не буду затрагивать – это иной сюжет. Но факт остается фактом – что-то не так с нашей катехизацией.
Дело не в подборе методов, хотя и это важная тема, но в том, какой след уроки религии оставят в посещавших их детях и подростках. Я задаю себе этот вопрос уже хотя бы потому, что встречи с учащимися оставляют у меня ощущение – наши катехизаторские усилия бесплодны, это почти строительство без фундамента.

Это не сомнения
На форуме польского портала Атеист, в разделе «Как я стал атеистом?» высказываются молодые люди. В основном ребята из средних и старших классов школ, значительно меньше или почти совсем нет студентов.
Ответы подростков показывают, что сразу по нескольким параметрам польская школьная катехизация не дает результатов. Прежде всего оказывается – в большинстве случаев отход от веры был вызван не сомнениями, с которыми ребята не смогли справиться сами или с помощью взрослых. В большинстве случаев речь идет о вопросах, которые не могли привести к потере веры, ведь они должны находить отражение на уроках религии в школе. Эти вопросы мы можем обнаружить, обратившись к школьным программам катехизации.
Но прежде всего речь идет о том, чтобы привести молодых людей к зрелому переживанию веры. Эта вера не может строиться только на опыте подготовке к первой исповеди и причастию, инфантильной вере, которая не имеет ничего общего со христианской зрелостью, которая в католической церкви латинского обряда связывается с принятием таинства миропомазания.

Наука и вера
Одна из основных тем, повторяющихся в Интернет-обсуждениях, – конфликт веры и достижений науки. Кое-кто утверждает, что современная наука противоречит тому, что Церковь предлагает верующим в качестве предмета веры.
Мы, катехизаторы, конечно же, знаем, что тут нет противоречий. Но можем ли это показать нашим ученикам? Может быть, эта проблематика слишком поздно появляется в учебных программах, чем надо было бы. А может, вообще не появляется. Я говорил с катехизаторами из разных регионов Польши и получается, что большинство из нас боится таких тем, не ощущает уверенности и сваливает подобные вопросы на учителей точных предметов.
Но оказывается вот что – если школьник встретил человека, который ему сможет привить свои негативные представления, свое невежество в вопросах веры, этот школьник может уйти от Христа.
Конечно же, можно упрекать наших подростков – они не верифицируют предлагаемые им взгляды и представления, особенно сегодня, когда есть Интернет и доступ к хорошим публикациям. Однако стоит ли удивляться нашим детям, если я, посещая дома прихожан, встречаю у взрослых людей, зачастую с научными степенями, много религиозного инфантилизма, и не всегда за это несут ответственность только они сами.
Как это изменить? Наверняка в каждой епархии стоит организовать конференцию для катехизаторов на темы отношений науки и истин веры. Помочь могут и книги, затрагивающие эти вопросы, - они должны быть в большинстве библиотек польских катехизаторов.

Вера и секс

Второй мотив потери веры, который фигурирует на атеистических форумах в сети, - конфликт сексуальной сферы с Евангелием, учением Христа и Церкви. Из ответов получается – опять катехизация не затронула должным образом эту тему и несет ответственность за появление проблем и трудностей.
Может быть, проблема в том, что мы представляем сексуальную проблематику только в категориях греха и нарушения Заповедей? Мой опыт катехизатора показывает, что позитивное представление проблем сексуальной жизни может открыть глаза и привести к изменению образа мыслей.
Проблема подростков, самостоятельно ищущих ответы на эти вопросы, - отсутствие соответствующей литературы, рассчитанной именно на школьников. Мне кажется, что большинство публикаций словно «сшиты на вырост», ориентированы на более старший возраст, словно в 6 или 7 классе этой проблемы нет. Помнится, я как-то в первый раз дал моим ученикам этого возраста диск с материалами «Лаборатории любви», подготовленной во Вроцлаве, в политехническом институте, силами службы пастырского попечения о студентах. Я тогда немного опасался, но получилось, что попал в десятку, такой способ изложения материала вызвал рост интереса.
Умелый катехизатор без труда справится и с проработкой существующих интересных книг и статей по проблемам католической сексуальной этики. Стоит также пользоваться опытом тех людей, которые, что называется, собаку съели в умении представить эту тематику. У нас в Польше это, например, о. Станислав Ожеховский. С ним можно не соглашаться по каким-то вопросам, но в умении привлекательно говорить о супружестве и сексуальных отношениях ему не откажешь.

Вера и Библия

Третья причина потери веры – буквальное понимание Библии , без понимания контекста, времени создания книги и пр. Потом открываем в Ветхом Завете кровавые сражения, странные ритуалы и соблазняемся. Где истоки проблемы? Надо раньше давать ребятам основы библейской катехезы или лучше сотрудничать с преподавателями родного языка и литературы?
Случается (и удается с успехом это использовать), у нас на уроке попадается текст, с которым могут быть проблемы. Тогда объясняю контекст и возможные трудности. Это ведь не потеря времени. Отсюда можно начинать дальнейшие размышления на эту тему. Может, есть смысл в том, чтобы рекомендовать учащимся книги по библеистике? У нас в Польше есть книги профессора Анны Свидеркувны, они написаны доступным языком и поясняют многие трудные вопросы.
Позитивному соединению библейских знаний и вопросов сексуальной этики может способствовать использование библейских образов супружеских пар или переход к библейской катехизации, затрагивающей вопросы человеческой сексуальности. Но и здесь все упирается в творческий подход к работе самого катехизатора.

Много вопросов

Может быть, у нас проблемы с катехизацией потому, что программа наша негибкая и бездушная. Может, дело в том, что сами мы, преподаватели религии, очень свободно подходим к программе – одно я записал в журнал для отчета, а другое на уроке делал. А может, катехизаторам не хватает творческого отношения, чтобы хоть немного оживить тему из книжки. Однако же больше всего трудностей из-за уровня аргументации.
Конечно, можно иметь претензии к нашим детям: их вопросы – просто придирки, способ урок сорвать. Но я думаю, что хороший катехизатор разберется с намерениями ребят и сможет прореагировать как надо: в одной ситуации ответить и серьезно к ним отнестись, а в другой деликатно и с чувством юмора закончить дискуссию без потерь для себя и учеников.
Может, надо тут поднять тему более активного использования нами, катехизаторами, современных средств информации. А может и «хакерства» - присутствия на лживых порталах, участия в дискуссии с основательной аргументацией и терпеливым объяснением. Кажется, это способ реализации катехизаторами темы этого пастырского года, которая в Польше звучит так: «Будьте учениками Христа».
В этот контекст вписываются разные «горячие темы», которые нам подбрасывают СМИ – аборты, эвтаназия, клонирование, генная инженерия, зачатие „in vitro”. С этими темами приходится встречаться каждому из нас и дать себе ответ – я победил в споре или меня победили, потому что я ничем не интересовался и не знал.
Не будем забывать, что Бенедикт XVI в своих текстах не только передает веру, но и комплексно объясняет истины христианской веры и вытекающие из них последствия.
Катехизатор всегда должен принимать в расчет возможность победы и возможность поражения. Он имеет дело с человеческой свободой. Но нельзя эту возможность превращать в отговорку. Мы должны делать все, что от нас зависит, чтобы христианская точка зрения была услышана.
Прочее предоставим Богу, ведь вера – Его дар. Пусть те, кто делится в Интернете своим опытом атеизма не пишут о встрече с истинным Богом, но нельзя исключать того, что они действительно честно ищут, и сразу их подозревать в подтасовке фактов.

Автор - о. Роберт Вавженецкий, монах конгрегации Облатов Непорочной Девы Марии, преподает религию в школе №3 в Кендзержин-Козле и работает с молодежью. 35 лет, продолжает образование в сфере катехетики. В приходе отвечает за группы - Обновление в Святом Духе, Домашняя Церковь, Тезе, чрезвычайные служители Евхаристии.

Опубликовано на lazfam.ru, оригинал по-польски - tygodnik.onet.pl

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...