Большая часть наших представлений о рае и аде, по всей видимости, вводит нас в заблуждение. В сущности, мы не можем знать, на что похожа жизнь после смерти, и тщетно пытаемся ответить на вопросы типа: "Где находятся рай и ад? Действительно ли в раю светло? Будут ли там мои родные и друзья? А правда ли, что в аду горит огонь? И очень ли там жарко?"
И, конечно, существует множество произведений искусства, изображающих сурового Бога, вершащего суд, посылающего одних людей в рай, а других, увы, - в противоположном направлении. И все видели на картинках людей в белых одеяниях, играющих на арфах, сидя на облаках. Все эти плоды человеческого воображения стали источником бесчисленных шуток.
Умерший и попавший в рай человек ожидал ознакомительной экскурсии, слушая пение небесных жителей.
Ангел-экскурсовод повел новоприбывших в широкий белый коридор с дверьми по обеим сторонам, на каждой из которых был символ одной из христианских конфессий.
Проходя мимо двери, из-за которой слышалось громкое пение, ангел объяснил, что это комната для баптистов. У двери, за которой царила полная тишина, он пояснил, что здесь обитают методисты. И так далее - они прошли мимо лютеран, пресвитерианцев и многих других...
Но вдруг у одной из дверей ангел толкнул человека в бок и жестами объяснил, что здесь нужно пройти на цыпочках. Когда они прошли, человек спросил: "Почему"?
"Ох, мы всегда стараемся быть здесь потише, прошептал ангел. - Это комната для католиков, а они думают, что, кроме них, здесь никого нет".
В этой шутке есть два важных момента. Во-первых, было время, когда большинство католиков полагало, что только они могут попасть в рай. Во-вторых, невозможно знать, на что же в самом деле похож рай, хотя образ множества комнат, очевидно, основан на словах Христа, что "в раю обителей много". Но в этом анекдоте ничего не сказано о самом важном - о Боге. Это показывает, насколько далеко может завести нас воображение.
До недавних пор все представления о рае были сосредоточены вокруг Бога, но в 18-19 вв. появились антропоцентричные концепции. Тогда и возник вопрос: "Что мы будем делать в раю?" Большинство современных богословов возвращаются к теоцентрическим представлениям, которые сосредоточены не на том, что мы будем делать после смерти, а на том, как мы строим отношения с Богом при жизни. Молитва, милосердие и праведность цементируют нашу с Ним связь; грех обращает цемент в песок.
Рай представляет собой вечное единение с любящим Богом; ад - вечное от Него отлучение; чистилище же - время, отводимое на то, чтобы улучшить несовершенные отношения с Богом.
Обычно люди представляют себе это по-иному. И если вообще представляют, то, как правило, рай для них - продолжение земной жизни, но гораздо лучше.
Один пастор долго объяснял группе детского сада, как важно хорошо себя вести и потом попасть в рай. В конце беседы он спросил:
"Дети, куда мы хотим попасть?"
"В рай!" - закричали все хором.
"А какими вы должны быть, чтобы попасть в рай?"
"Мертвыми," - ответили все как один.
Еще один анекдот, указывающий на наши заблуждения. Предполагается, что рай начинается при жизни, а не после смерти.
Согласно библейскому богословию, если ты не живешь с Богом сейчас, то вряд ли когда-нибудь начнешь. Иисус говорит о Царствии Божием среди нас, здесь и сейчас. Живи с Богом всегда - и после смерти тоже.
Часто люди стремятся быть хорошими, по всей видимости, просто надеясь таким образом избежать ада. Но ведь, в отношениях между людьми мы так не поступаем. Мы ищем друзей, потому что они нужны нам, а не потому что не хотим нажить себе врагов.
Вполне естественно задаваться вопросом, встретим ли мы в раю друзей и любимых. Часто отвечают, что это, мол, неважно, ибо мы будем поглощены созерцанием божественного величия. К сожалению, этот образ противоречит церковному учению об общении святых и о связи между этой и "той" жизнью. Согласно учению Церкви, у рая есть социальный аспект - и его вновь подчеркнул Второй Ватиканский собор - и существует общение между теми, кто достиг Царствия Небесного, и теми, кто пока на земле. Но на что похож рай, действительно, неважно, поскольку важно только наше отношение с Богом.
Ад - это тоже отношение с Ним, хоть и отягощенное и испорченное. Это многих удивит, но ни Христос, ни Церковь не учат, что Бог хоть кого-нибудь осудил на адские мучения. Скорее ад - это возможность для тех, кто отвергает связь с Богом. Люди обладают свободной волей строить отношения и достигать рая или отказываться от него и попадать в ад. У них есть выбор.
А есть ли в аду огонь... Это всего лишь один из образов, но главное - это боль от отсутствия связи с Богом, которую мы разрушили сами, отрезав себя от Него.
Для тех же, кто, как большинство людей, очень старается, но не может достичь совершенства, существует чистилище. Его часто представляют как место страданий или наказания за нераскаянные грехи. Боль, однако, не так жестока, как в аду, ибо находящиеся там знают, что в конце концов узрят Бога. Чистилище существует не для наказания, а для утешения, это что-то вроде паломничества к Богу.
Современный взгляд на чистилище состоит в том, что это - время, которое дается нам, чтобы мы смогли исправить свои отношения с Богом. Это время исцеления и роста ради достижения полноты единства с Ним. И старая и новая концепции говорят, в сущности, об одном - о том, что еще есть над чем работать.
Человек создан для того, чтобы познавать и любить Бога, и служить Ему в этом мире, и радоваться вместе с Творцом в мире ином. Он - не игрушка, которая по произволу Бога может быть брошена в огонь. Он - тот, чья связь с Богом развивается и достигает полноты в раю, по возвращении домой.
Миссионер Слова Божия

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...