Основными направлениями дискуссии религиозных деятелей на VIII ежегодной сессии Мирового общественного форума "Диалог цивилизаций", которая прошла с 7 по 11 октября на греческом острове Родос, стали современные инициативы по религиозному диалогу традиционных Церквей в Европейском Союзе и религиозное измерение существования человека в посткризисном мире.

Участники дискуссии отметили, что межрелигиозный диалог при всем различии мировых религий и конфессий исходит из признания важности религиозного измерения и недопустимости использования религиозных различий в сугубо политических целях.

Президент и основатель форума Владимир Якунин напомнил, что нынешний кризис - "не финансовый и даже не финансово-экономический, но системный социально-экономический кризис".

Ход дискуссии во время заседания религиозной секции умело вел ее модератор - и. о. представителя Русской православной церкви при европейских международных организациях протоиерей Антоний Ильин.

Директор научно-просветительского центра умеренного ислама "Аль-Васатыйя" Фарид Асадуллин представил свою точку зрения и призвал собравшихся искать в межрелигиозном диалоге "золотую середину", а архиепископ Львовский и Галицкий Августин призвал все монотеистические религии противостоять натиску секуляризма в Европе.

Руководитель Издательства Московской патриархии протоиерей Владимир Силовьев в своем выступлении напомнил, что не диалог цивилизаций, а диалог с Богом определяет суть разговора. Далее священник обратил внимание собравшихся на слепоту некоторых лидеров Европы.

Духовная, религиозная составляющая этого кризиса была отмечена на пленарном заседании в выступлениях федерального канцлера Австрии в 2007-2008 годах Альфреда Гузенбауэра и профессора Нотр-Дамского университета (США) Фреда Дальмайера. Они отметили, что подлинный диалог подразумевает равенство всех участников, а в современном мире наблюдается огромное неравенство. "Диалоговая модель должна бороться против неравенства, если хочет утвердиться как мировая", - подчеркнул Дальмайер и призвал католиков, православных, мусульман и представителей других религий "выразить озабоченность несправедливостью и неравенством", а не мириться с ними. "Мир - это плод справедливости", - напомнил американский профессор.

Любопытно, что во время форума на греческом острове Родос были совершены первые две Божественные литургии Русской Православной Церкви. Их совершил настоятель московского храма святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее протоиерей Николай Соколов.

Новый храм в честь святителя Николая и апостола Андрея Первозванного был построен в районе Калитея в 2005 году, а освящен - 2 октября нынешнего года правящим архиерем острова митрополитом Родосским Кириллом (Константинопольская Православная Церковь).

На богослужениях присутствовали: глава Православной церкви Чешских земель и Словакии митрополит Христофор, митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (РПЦ), архиепископ Львовский и Галицкий Августин (Украинская православная церковь Московского патриархата), представитель Антиохийского патриарха в Москве архиепископ Филиппопольский Нифон (Ливан) и другие представители православия, а также миряне из разных стран СНГ, Европы, Азии, Северной и Южной Америки.

Литургии проходили на разных языках - русском, греческом, болгарском. Во время богослужений пел специально прибывший для этих торжеств на Родос хор московского Свято-Данилова монастыря.

Виктор Хруль

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...