19 мая – память св. Алкуина (ок. 735 - 804), английского монаха-книжника, наставника и советника Карла Великого.
Алкуин родился в знатной семье в Нортумбрии, королевстве на севере Англии. Родители отдали его в школу при кафедральном соборе Йорка. Глава школы, Эльберт, и ее покровитель – архиепископ Эгберт, обратили внимание на способного мальчика и стали уделять ему особое внимание. Став взрослым, Алкуин остался в школе как наставник, а когда в 767 году Эльберт стал архиепископом Йорка, Алкуин принял руководство школой. В те времена йоркская школа славилась не только в Англии, но и на континенте, так что среди учеников Алкуина были сыновья высшей знати франкского королевства. Он заботился также о сохранении и пополнении школьной библиотеки, и несколько раз ездил в Европу, чтобы скопировать или приобрести книги.
В 781 году, возвращаясь из Рима в Англию, Алкуин встетился в Парме с Карлом Великим. Карл, вероятно, уже знал об Алкуине, поскольку после недолгой беседы предложил ему переселиться в Аахен и организовать там придворную школу, а также стать его личным наставником. Алкуин согласился.
В течение 15 лет он был советником императора. Созданная им придворная школа стала настоящим центром учености и культуры, наглядным воплощением явления, которое позднее назвали «каролингским возрождением». Известно, что Алкуин пытался сдерживать рвение Карла, когда тот силой обращал язычников в христианство. Он говорил, что крещение должно быть результатом добровольного выбора человека, а не приниматься под страхом смерти.
В 796 году Карл назначил Алкуина аббатом монастыря св. Мартина в Туре, а позднее передал ему монастыри в Феррьере и Труа. Но и живя на континенте, Алкуин не забывал свою родину. Сохранилось довольно много его писем, адресованных английским архиепископам Йорка и Кентербери, королю Нортумбрии, настоятелю монастыря Линдисфарне. В одном из них он порицал монахов за то, что они во время трапезы предпочитают слушать не Священное Писание, а поэмы, воспевающие подвиги героев древности. Цитата из этого письма «Какое отношение Ингельд имеет к Христу?» стала своего рода крылатым выражением у историков, занимающихся историей и литературой раннесредневековой Англии.
Впрочем, Алкуин известен историкам не только (и не столько) благодаря своим письмам. Сохранилось множество других его произведений: грамматические трактаты, толкования на книги Священного Писания, трактат «О девственности», теологические сочинения, поэмы «О святых Йорка» и «О разрушении монастыря Линдисфарне».
Алкуин был похоронен в Туре, в церкви св. Мартина. Надпись на его надгробье гласит: «Ныне здесь прах и черви. Алкуином я звался, мудрость любил. Молись, читающий за мою душу».

Молитва в день памяти Алкуина:

«Всемогущий Боже, который в невежественный и варварский век призвал своего диакона Алкуина, чтобы он возжег заново свет знания, просим Тебя, просвети наши души, чтобы среди сомнений и смятения нашего времени мы могли возвещать Твою вечную истину, через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего сына, который с Тобою живет и царствует в единстве Духа Святого, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Также отмечается память св. Хадульфа, епископа Камбре (728), бл. Агостино Новелло, мученика (1309), свв. Калокера и Парфения, мучеников (250), св. Целестина V, Папы (1296), св. Криспина Витерборского, монаха-капуцина (1750), св. Дунстана, монаха и архиепископа Кентерберийского (988), бл. Жана Батиста Ксавье Луара, священника и мученика (1794), блл. Хуана да Сетина и Педро да Дуэньяса, мучеников (1397), бл. Хуана Мартинеса, доминиканца, мученика (1619), бл. Юзефа Чемпеля, священника и мученика (1942), бл. Ганса Вагнера, отшельника (1516), бл. Марии Бернарды, основательницы миссионерской конгрегации сестер-францисканок Марии помощницы христиан, бл. Питера Рита, священника и мученика (1651), бл. Пины Суриано (1950), св. Пуденции Римской, мученицы (160), св. Теофила Корсиканского, монаха (1740), бл. Умилианы де Черчи (1246), св. Урбана, Папы (230), св. Иво Кермартенского (1303).

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...