Алкуин родился в знатной семье в Нортумбрии, королевстве на севере Англии. Родители отдали его в школу при кафедральном соборе Йорка. Глава школы, Эльберт, и ее покровитель – архиепископ Эгберт, обратили внимание на способного мальчика и стали уделять ему особое внимание. Став взрослым, Алкуин остался в школе как наставник, а когда в 767 году Эльберт стал архиепископом Йорка, Алкуин принял руководство школой. В те времена йоркская школа славилась не только в Англии, но и на континенте, так что среди учеников Алкуина были сыновья высшей знати франкского королевства. Он заботился также о сохранении и пополнении школьной библиотеки, и несколько раз ездил в Европу, чтобы скопировать или приобрести книги.
В 781 году, возвращаясь из Рима в Англию, Алкуин встетился в Парме с Карлом Великим. Карл, вероятно, уже знал об Алкуине, поскольку после недолгой беседы предложил ему переселиться в Аахен и организовать там придворную школу, а также стать его личным наставником. Алкуин согласился.
В течение 15 лет он был советником императора. Созданная им придворная школа стала настоящим центром учености и культуры, наглядным воплощением явления, которое позднее назвали «каролингским возрождением». Известно, что Алкуин пытался сдерживать рвение Карла, когда тот силой обращал язычников в христианство. Он говорил, что крещение должно быть результатом добровольного выбора человека, а не приниматься под страхом смерти.
В 796 году Карл назначил Алкуина аббатом монастыря св. Мартина в Туре, а позднее передал ему монастыри в Феррьере и Труа. Но и живя на континенте, Алкуин не забывал свою родину. Сохранилось довольно много его писем, адресованных английским архиепископам Йорка и Кентербери, королю Нортумбрии, настоятелю монастыря Линдисфарне. В одном из них он порицал монахов за то, что они во время трапезы предпочитают слушать не Священное Писание, а поэмы, воспевающие подвиги героев древности. Цитата из этого письма «Какое отношение Ингельд имеет к Христу?» стала своего рода крылатым выражением у историков, занимающихся историей и литературой раннесредневековой Англии.
Впрочем, Алкуин известен историкам не только (и не столько) благодаря своим письмам. Сохранилось множество других его произведений: грамматические трактаты, толкования на книги Священного Писания, трактат «О девственности», теологические сочинения, поэмы «О святых Йорка» и «О разрушении монастыря Линдисфарне».
Алкуин был похоронен в Туре, в церкви св. Мартина. Надпись на его надгробье гласит: «Ныне здесь прах и черви. Алкуином я звался, мудрость любил. Молись, читающий за мою душу».
Молитва в день памяти Алкуина:
«Всемогущий Боже, который в невежественный и варварский век призвал своего диакона Алкуина, чтобы он возжег заново свет знания, просим Тебя, просвети наши души, чтобы среди сомнений и смятения нашего времени мы могли возвещать Твою вечную истину, через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего сына, который с Тобою живет и царствует в единстве Духа Святого, ныне и присно и во веки веков. Аминь.Также отмечается память св. Хадульфа, епископа Камбре (728), бл. Агостино Новелло, мученика (1309), свв. Калокера и Парфения, мучеников (250), св. Целестина V, Папы (1296), св. Криспина Витерборского, монаха-капуцина (1750), св. Дунстана, монаха и архиепископа Кентерберийского (988), бл. Жана Батиста Ксавье Луара, священника и мученика (1794), блл. Хуана да Сетина и Педро да Дуэньяса, мучеников (1397), бл. Хуана Мартинеса, доминиканца, мученика (1619), бл. Юзефа Чемпеля, священника и мученика (1942), бл. Ганса Вагнера, отшельника (1516), бл. Марии Бернарды, основательницы миссионерской конгрегации сестер-францисканок Марии помощницы христиан, бл. Питера Рита, священника и мученика (1651), бл. Пины Суриано (1950), св. Пуденции Римской, мученицы (160), св. Теофила Корсиканского, монаха (1740), бл. Умилианы де Черчи (1246), св. Урбана, Папы (230), св. Иво Кермартенского (1303).