Май
23 мая - память св. Джованни Батиста Росси (1698-1764), священника из Рима. Джованни родился в деревне Вольтаджо.
Одна дворянская семья, которая проводила там лето, была так очарована мальчиком, что предложила родителям взять его в свой генуэзский дом, обеспечив его воспитание и образование.
За три года жизни в Генуе Джованни завоевал всеобщую любовь, и дядя пригласил его в Рим, где Лоренцо Росси, кузен Джованни, был каноником церкви Санта Мария-ин-Космедин. В тринадцать лет Росси поступил в Римский коллегиум, учебное заведение, основанное св. Игнатием Лойолой, из которого впоследствии возник Папский Григорианский университет.
Джованни был одним из самых способных учеников, но с ним случилась беда. Под впечатлением аскетической литературы он переусердствовал с умерщвлением плоти; строгая аскеза в сочетании с напряженной учебой спровоцировали эпилептический припадок и нервный срыв. Здоровье Джованни было подорвано на всю жизнь, из колледжа ему пришлось уйти. Немного поправившись, он завершил свое обучение в другой школе.
В 1721 году его рукоположили в священники и он отслужил свою первую мессу в Римском коллегиуме. Джованни, который уже студентом часто посещал немощных, прославился как пастырь римских бедняков и больных. Он более сорока лет работал в устроенной Папой Целестином III ночлежке для бедняков, госпитале св. Галлы, и в больнице Тринита деи Пеллегрини, а также опекал тех, о ком никто не заботился: нищенок и крестьян, пригонявших в Рим скот и чувствовавших себя чужаками.
Рита родилась в Сполето, с отрочества хотела стать монахиней, но подчинилась родительской воле и вышла замуж. Муж оказался грубым, вспыльчивым и развратным человеком. Рита прожила с ним восемнадцать лет, терпеливо снося все издевательства, родила двух сыновей. В конце концов, муж Риты пал жертвой вендетты, а сыновья погибли, пытаясь за него отомстить.
Рита поступила в августинский монастырь в Кашии (Умбрия), причем ей несколько раз отказывали, ведь по уставу в общину принимали лишь девушек. Она была так настойчива, что ради нее поменяли устав. В монастыре Рита придерживалась строжайшей аскезы, постоянно молилась и размышляла о Страстях Господних. Ее стали посещать видения, а на челе ее образовалась рана, словно бы от тернового венца, которая не заживала много лет.
Однако это физическое страдание не мешало ей ухаживать за больными монахинями и наставлять грешников, обращавшихся к ней за советом. Говорят, что перед смертью Рита попросила принести из садика около родительского дома розу. Была еще ранняя весна, но, как ни странно, посланцы действительно нашли распустившийся цветок. Риту стали почитать как святую почти сразу после ее смерти. Ее причислили к лику блаженных в 1626 году и канонизировали в 1900. Она считается покровительницей людей, находящихся в безнадежных ситуациях, и особенно, женщин, несчастных в браке.
Трудами Дунстана и его соратников были восстановлены английские монастыри, разоренные за время викингских нашествий, основаны новые обители, обновлен весь уклад религиозной жизни Англии. Дунстана стали почитать в первые десятилетия после его смерти, а с XII в. его культ получил повсеместное распространение в Англии. К заступничеству этого святого обращались люди, которым предстояло отстаивать свои права в суде, и ученики, страдавшие от жестокости наставников. По легенде именно Дунстан помог архиепископу Кентерберийскому Ланфранку (1070-1089) выиграть тяжбу у Одо, епископа Байё, графа Кента, который был к тому же сводным братом Вильгельма Завоевателя. Дунстан считается также покровителем музыкантов, ювелиров, оружейников и слепых. В Англии существует благотворительное общество, помогающее слепым людям, которое носит его имя.
21 мая – память св. Годрика Финхальского (1065-1070), отшельника.
Годрик родился на севере Англии. В молодости он был торговцем-коробейником, потом приобрел в долю несколько торговых кораблей, и на одном даже был капитаном. Шестнадцать лет он провел в морских странствиях.
По свидетельству одного из агиографов, он до самой старости чувствовал себя неспокойно в штормовые ночи. Однажды странствия привели его на маленький островок Фарне, где некогда жил отшельником святой Кутберт. Побывав там, Годрик сильно изменился. Он оставил свое прежнее ремесло и отправился в паломничество в Святую Землю. Там, на берегу реки Иордан, Годрик принес обет всегда ходить босым, «как Господь ходил босым, придя в мир ради спасения людей». Эту клятву он неукоснительно выполнял до конца жизни, даже в холодной Северной Англии.
Вернувшись домой, Годрик купил и выучил наизусть Псалтырь, а потом отправился в Вальсингам и прожил там два года вместе со старым отшельником по имени Эльрик. После смерти Эльрика он совершил еще одно паломничество в Иерусалим. На обратном пути святой Кутберт открыл ему в видении, что его предназначение – стать отшельником в Англии.
Отпрыск влиятельной сиенской семьи, Бернардино рано осиротел, и его взяла на воспитание тетя. Это не помешало ему получить хорошее образование и степень по каноническому праву.
Когда Бернардино было 20 лет, в Сиене разразилась эпидемия чумы. Вместе с несколькими друзьями он проводил почти все время в больнице, где катастрофически не хватало рабочих рук, поскольку многие работники больницы заболели и умерли. Он также ухаживал до последнего мгновения за своей умирающей тетей.
После этого, в 1403 году, Бернардино вступил в орден францисканцев. Он жил в монастыре в окрестностях Сиены, позднее перешел в другой монастырь, неподалеку от Флоренции. В 1417 году он появился в Милане, где начал активно проповедовать, а затем исходил пешком всю Италию. Иногда проповедь длилась несколько часов, подчас он говорил под открытым небом, потому что храм не мог вместить всех слушателей. В своих проповедях Бернардино призывал к покаянию и добровольной бедности, бичевал суеверия, колдовство, карточные игры, алчность и политические интриги.
В конце каждой проповеди он поднимал вверх табличку, на которой были начертаны буквы I.H.S. - сокращение слов «Иисус Христос, Спаситель», и благословлял всех именем Иисусовым. Говорят, что благодаря ему эти таблички стали столь популярны, что изготовители игральных карт (чье дело весьма страдало от проповедей Бернардино) стали делать их вместо своего прежнего товара.
В 1430 году Бернардино был избран главой францисканцев-обсервантов, старавшихся соблюдать первоначальный устав ордена во всей полноте. Движение возникло в середине XIV столетия и насчитывало всего триста человек. Благодаря энергии и авторитету Бернардино, к моменту его смерти обсервантов было уже четыре тысячи. Не отступая от идеала бедности, Бернардино убеждал своих собратьев, что невежество для них не менее опасно, чем роскошь.
Живое слово
Почему я люблю Россию...
В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...