Живое слово
3 Цар 8,22-23.27-30; Пс 84;1 Кор 3,9b-11.16-17; Мф 16,13-19
И стал Соломон пред жертвенником Господним впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу, и сказал: Господи Боже Израилев! нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу; Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим, ходящим пред Тобою всем сердцем своим.Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил. но призри на молитву раба Твоего и на прошение его, Господи Боже мой; услышь воззвание и молитву, которою раб Твой умоляет Тебя ныне. Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: "Мое имя будет там"; услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем. Услышь моление раба Твоего и народа Твоего Израиля, когда они будут молиться на месте сем; услышь на месте обитания Твоего, на небесах, услышь и помилуй. 3 Цар 8,22-23.27-30
Вы Божия нива, Божие строение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на [нем]; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] - вы. 1 Кор 3,9b-11.16-17
Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах. Мф 16,13-19
В сегодняшних чтениях, очень богатых для нашего размышления, мы можем найти одну связующую нить - настоящее назначение храма Божия.
В первом чтении Соломон произносит прекрасную молитву при окончании строительства Иерусалимского храма. Он знает, что никакое здание не может вместить бесконечного Бога, но одновременно исполняет миссию, порученную Господом: основать святыню, где будет призываемым Его имя.
Мы тоже нуждаемся в определенных условиях и пространстве, где проще сосредоточиться и обратиться к Богу. Церковь рекомендует как можно чаще посещать храм или часовню, где присутствуют Святые Дары, поскольку это обновляет нашу слабую веру.
Но когда это не удается, надо создать своё физическое пространство и найти определенное время, чтобы посвятить его только Господу. Эти моменты дня необходимы для нашей души. Они священны и важнее всех наших остальных дел и встреч.
Во втором чтении апостол Павел призывает нас сделать один шаг вперёд. Он провозглашает, что мы сами являемся храмом Божьим, поскольку Святой Дух живет в нас. Это значит, что мы можем обратиться к Богу везде и в любой ситуации, что можем всегда ощутить Его присутствие и услышать Его голос. Нет места или обстоятельства, где Бог отсутствует: мы должны принять нашу реальную ситуацию, и научиться пережить её вместе с Господом. Есть случаи, когда мы действительно призваны изменить свое окружение. Но часто наши мечты и фантазии мечтах, которые прикрывают нашу нехватку ответственности за мир, порученный нам Господом и полный Его даров.
В связи с этим Иисус через Евангелие приглашает нас ещё на один шаг вперёд: найти храм Божий в каждом человеке. Господь упрекает фарисеев в том, что они жили славой человеческой и любили чувствовать себя наставниками других людей. А Господь, наоборот, призывает нас быть слугами другим и всегда сохранять смирение.
Когда мы начинаем, хотя бы только мысленно, презирать других за их положение в обществе или за явные ошибки, значит, мы забыли, что каждый человек священен, поскольку Бог живёт в его сердце.
Бывает, что мы уже не чувствуем солидарности и жалости к самым бедным и страдающим на земле, начиная с тех, кого встречаем каждый день. Это значит, что мы уже возвысили себя и не считаем остальных за равных себе братьев. Пусть Господь даст нам, прежде всего, благодать видеть и любить Его в каждом человеке, особенно в самых нуждающихся, в духовном и материальном плане.
В рамках акции "Архангельск против дьявола" 17-20 ноября в каждом районе города будет проводиться сбор подписей под обращением к городскому совету депутатов с просьбой рассмотреть вопрос об изменении герба. Обращение будет направлено властям 21 ноября, в день празднования Собора архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных.
"Русский город с именем предводителя небесных сил бесплотных с легкой руки итальянского геральдиста Франциска Санти обрел в 1722 году герб, открыто попирающий православные каноны. На главном городском символе святой архистратиг изображен в виде крылатого античного воина, кружащего над огромным черным дьяволом", - говорится в сообщении, опубликованном в понедельник на сайте "Православие на Северной земле".
Суббота, 3 мая 2008
1 Кор 15, 1-8, Пс. 19(18), Ин 14, 6-14
Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию и что явился Кифе, потом двенадцати; 6 потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу. 1 Кор 15, 1-8
Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду. И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю. Ин 14, 6-14
Все мы хотим увидеть Бога, достичь Его. Мы, христиане, пытаемся приблизиться, прикоснуться к Нему, почувствовать Его рядом. Сегодняшний отрывок поможет нам узнать, где мы сейчас, идем ли мы вперед, к нашему Господу, стоим ли на месте или – что еще хуже – не повернули ли мы вспять. Давайте вслушаемся в слова Христа: «Видевший Меня видел Отца». Похожие слова есть также в другом отрывке: «Я и Отец – одно» (Ин 10:30). Что это значит? Прежде всего то, что Христос воспринял волю Бога-Отца полностью, Он уже ничего не делал от Себя, а был послушен Отцу до конца. Он настолько любил Отца, что стал Его живым воплощением на Земле.
Что означает слово "послушание"? Оно происходит от глагола "слушать". Прислушаться к голосу Бога, но не так, как прислушивается раб, не понимающий чужой воли, а прислушаться, вглядываясь в Его образ, постараться вырасти в Его меру. Так ли мы поступаем? Для нас даже молитва порой становится утомительной. Но почему мы так просто смиряемся с этим? Разве жизнь святого Франциска, да и множества других святых не есть подтверждение того, что единение с Богом возможно? Франциск был простым человеком, но он смог стать послушным Богу до конца, и награда его велика. Почему мы так легко относимся к вере – к чудесному дару, который дается далеко не каждому? Почему не можем удержать наш язык от плохих слов, стремиться обрести чистоту взгляда и мыслей?
Воскресенье, 4 мая 2008
Деян 1,12-14; Пс 27 (26); 1 Петр 4, 13-16; Ин 17,1-11а
Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути. И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его. Деян 1,12-14.
Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. 1 Петр 4, 13-16
После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Ин 17,1-11а
Мы постепенно приближаемся к моменту Сошествия Святого Духа, и сегодняшние чтения ясно показывают нам, как нужно готовиться к этому событию. Прежде всего - через молитву. Мы можем духовно соединиться с апостолами и Марией, единодушно молящимися в любви и трепете. Следуя совету апостола Петра во втором чтении, можем заново оценить свою жизнь, чтобы понять и принять каждое событие в прошлом и настоящем (а особенно – страдания и трудности) как великий дар, позволяющий нам приобщиться к Страстям Христовым. Наконец, обратившись к Евангелию, мы можем созерцать молящегося Иисуса и почувствовать, что каждое слово Его молитвы переполнено любовью. Очень важно ощутить себя в этот момент не отстраненным «читателем текста», а одним из тех, за кого молится наш Спаситель. Он молится за каждого из нас лично и через это полностью соединяется с Отцом, Который больше всего на свете хочет нас спасти. Через опыт Своей молитвы Он может сказать: «Я и Отец – одно». Сошествие Святого Духа позволяет нам открыть молящегося Иисуса в собственном сердце и осознать, что наша способность говорить с Богом – это плод и отголосок Его молитвы, звучащей в Вечности.
«Отче! Благодарю Тебя за Иисуса – Твоего Сына, Твою величайшую Любовь и величайшую Жертву, принесенную Тобой за меня. Готовясь принять страшные муки, Он думает обо мне больше, чем о Себе. Теперь, когда Жертва уже принесена, и Он воскрес из мертвых, я понимаю: Его слова «прославь Сына Твоего» - это просьба о том, чтобы Твой Дух жил во мне, а Я жил в Тебе как Твое дитя. Мое единение с Тобой и есть единственная слава, которой Он хочет. Я знаю, что не умею молиться. Но, приняв Его молитву в сердце, я смогу приблизиться к Тебе и сказать о своем желании вечно любить Тебя».
Живое слово
Почему я люблю Россию...
В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...