На днях в редакцию пришел факс, в котором сообщалось о том, что община францисканцев официально зарегистрирована Министерством юстиции в соответствии с положениями нового закона о свободе совести. Чтобы узнать о предыстории, подробностях, а главное, - о последствиях этого события, наш корреспондент встретился с генеральным настоятелем францисканцев в России о. Григорием Цёрохом.


- Отец Григорий, что означает для францисканцев данный факт регистрации?
- Это очень важное событие для нас, которое позволяет нам продолжать свою деятельность в России, - не только в сугубо религиозном плане, но и в благотворительном.
- А как давно вы подали документы для регистрации?
- Как только был принят новый закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", я начал заниматься этим вопросом. Но очень долго у нас не хотели принимать документы, вплоть до февраля-марта. И регистрацию мы получили, насколько я помню, 17 июля, а само официальное уведомление я получил неделей позже.
- Понятие "централизованная религиозная организация" в контексте нового закона означает возможность для францисканцев основывать на территории России свои региональные отделения?
- Да, и подтверждать создание подобных отделений в рамках нашей централизованной организации. И, насколько я разбираюсь в этом законе, в этом случае не требуется 15-летний срок существования для такого отделения на территории России. Стало быть, мы можем теперь быстро зарегистрировать какую-то новую обитель.
- Таким образом, создан важный прецедент - ведь вы стали первым орденом, официально зарегистрированным в нашей стране?
- Кажется, да. Хотя официально нас зарегистрировали не как орден, а как "католическую общину святого Франциска". Но мы намерены поменять это название, потому что оно не соответствует содержанию нашей деятельности.
- Но по существу это дела не меняет?
- Безусловно, наших прав это неправильное наименование не ограничивает. Полагаю, что поменять название - не проблема. Я знаю, что и баптисты, например, несколько раз изменяли название своей централизованной организации при регистрации. Это все косметические перемены.
- Отец Григорий, в изданной вами два года тому назад брошюре "Несколько слов о францисканцах" есть очень краткое упоминание о деятельности ордена в России сегодня. И там говорится, в частности, что "в наши дни конвентуальные францисканцы работают в Москве, Санкт-Петербурге, Черняховске (Калининградская область), Туле, Калуге, Элисте и Батайске, а также на территории Узбекистана (в Ташкенте и Самарканде), занимаясь пастырской, благотворительной и издательской деятельностью". Что-нибудь изменилось за прошедшее время?
- Нет, ничего не поменялось. Наш принцип - постепенно укреплять уже созданные общины. Должно быть не менее трех монахов в такой общине, но у нас пока так далеко не везде получается. Скажем, подобная община действует в Калуге, духовно окормляя приход в Туле. Кроме того, такие общины существуют, разумеется, в Москве, Санкт-Петербурге, также в Черняховске. В настоящее время рассматривается открытие нашего отделения в Азове, одном из самых древних городов с точки зрения исторического присутствия францисканцев.
- А сколько всего сейчас францисканцев в России?
- Надо посчитать... На территории России всего девятнадцать человек плюс еще семинаристы, которые учатся за рубежом. Это включая послушников и только на территории европейской части России.
- Отец Григорий, не связано ли, на Ваш взгляд, получение францисканцами первыми официальной регистрации с более, скажем так, теплым отношением властей именно к вашему ордену, по сравнению с другими? Или, может быть, это объясняется исторически сложившейся близостью духовного облика святого Франциска и типа святости, присущего самым значительным русским угодникам Божиим, - например, преп. Сергию Радонежскому?
- Я думаю, что можно вполне это предположить, поскольку очень редко в России можно встретить людей, которые бы не знали и не любили святого Франциска. Кроме того, францисканская традиция достаточно глубоко укоренена в истории России, начиная с XIII века. Ваша газета тоже много об этом писала. Но главное - это, конечно, Франциск. Я как-то сказал, что у русских людей францисканское сердце, и с каждым годом все больше убеждаюсь в этом. Здесь люди умеют радоваться, а в скорбях утешать и помогать друг другу - всем, чем могут. Любят природу и умеют восхищаться ею. В общем, у русских людей очень много черт, которые францисканцы считают типичными для своей духовности. Я здесь уже пять лет работаю - мечтал служить в России. И могу сказать, что очень хорошо себя чувствую в этой стране, хотя мне и приходится испытывать немало проблем в своей деятельности настоятеля.
- А какого рода это проблемы?
- Должен сказать, что отношения со светскими и церковными властями в России складываются у нас нормально, и проблемы в основном внутреннего свойства: не хватает священнослужителей, богослужебных помещений.
- Возвращаясь к регистрации, а также в связи с имеющими место разночтениями, хотелось бы в заключение уточнить вопрос о правильном наименовании и, как следствие, написании названия ордена.
- Францисканцы, братья-францисканцы, орден францисканцев - все это вполне уместно, не обязательно именовать официально и полностью. Поскольку есть разные семьи францисканцев, иногда мы добавляем слово "конвентуальные", т. е. монастырские. А вообще написание зависит от конкретного контекста. К сожалению, единообразия в этом отношении пока нет, - это вопросы специальной религиозной лексики, которые не решены. Может быть, кстати, провести какую-то конференцию или круглый стол по этому поводу?

Вопросы задавал Олег Моисеев
СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ
№ 28 (179), 12 июля 1998 г.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...