Очерки

Необычность, возвышенность Рождественской ночи породила очень много народных преданий, поверий и легенд. Они были неотъемлемой частью Рождественских Праздников, помогая создавать незабываемую, сказочно-волшебную атмосферу. Рассказывали обычно бабушки вечером при свете свечей. А слушали их, затаив дыхание, не только дети, но и взрослые. Легенды перемежались пением колядок и рождественских песен. Вот о чем рассказывали наши бабушки:
"В Сочельник - ровно в полночь, когда рождается Христос, все земные создания обретают дар говорить человеческим языком. Просыпаются вдруг и начинают о чем-то шептаться деревья и кусты; дикие звери начинают громко петь ангельскими голосами, забыв о том, что еще минуту назад они тосковали по домашнему теплу и еде; в теплых хлевах переговаривается между собой домашний скот. Если подслушать их разговоры, то можно услышать ответы на все вопросы, можно узнать свое будущее и даже будущее целых народов. Но никому из людей нельзя слушать, о чем говорят все эти, доселе безмолвные, твари Божии. А если случалось, кто-нибудь, нарушив запрет, все же подслушивал их разговоры, то сразу же терял дар речи до конца своих дней и уже никогда ни с кем не мог поделиться услышанным.

Мои сорок лет священства почти точно совпадают с периодом действия II Ватиканского Собора. Я был рукоположен во время проведения Собора. Многих рассматривали работу Собора как проведение важной хирургической операции без анестезии на пациенте, который думал, что у него отличное здоровье, однако в действительности внутренней жизни которого угрожало высыхание.
Эти сорок лет оказались бесконечным подарком, но было и разочарование, и это - часть моего пути. Вдохновение от Конституции "Gaudium et Spes" борется с ревизионизмом последних 20-ти лет. Иногда кажется, что мы пытаемся повернуть жизнь и историю вспять.

Несколько лет назад искусствоведы спорили о существовании американской культуры. Одни говорили, что ее не существует как таковой, а существуют лишь культуры народов, заселивших Америку. Другие утверждали, что совокупность этих культур с течением времени и образовала то, что теперб является самобытной американской культурой.
Нечто подобное происходит теперь и в российской католической среде Одни утверждают, что русской католической культуры не существует в природе, так как нет и русского католицизма. Есть польская католическая культура, словацкая, итальянская, французская, немецкая и т.п. Эта точка зрения всячески поощряется определенными православными кругами, которые настаивают на том, что всякий русский обязан быть православным.

...На встрече выпускников Школы христианской диаконии я задал приехавшим из разных концов епархии добровольцам "Каритаса" вопрос, казалось бы, тривиальный: "Почему люди приходят в общину?".
Неожиданно для меня этот вопрос вызвал затруднение аудитории. Но когда люди начали пытаться формулировать ответы, а я их затем суммировал, то получился просто Апостольский Символ Веры. И действительно, если мы посмотрим на обряд крещения взрослого или, как это сейчас называют, христианское посвящение, то принятие в общину происходит в связи с тем, что вступающий произносит Символ веры. Он перечисляет вещи, которые объединяют его с другими верующими. Конечно, в Символ Веры включены те вещи, которые можно называть, а ведь в содержание веры входят и другие - плохо формулируемые или совсем не формулируемые вещи - и они тоже приводят в Церковь. В Символе Веры много чего есть: Троица, Церковь - она называется также общением святых, - прощение грехов, Страшный суд. И разных людей влекут к Церкви разные стороны веры.

Довелось мне побывать на встрече одной нарождающейся католической группы. Она едва возникла и, по сравнению с другими, имеет одну примечательную особенность, отраженную в рабочем названии - "община русских католиков". Особый акцент на культурной identity членов группы находит свое выражение в стремлении изучать "русскую духовную культуру", жития святых, в земле Российской просиявших, и тому подобные вещи.
Идея эта, в общем, не нова. Потребность каким-то образом примирить свое католичество со своей же русскостью естественна и типична для многих католиков России, не имеющих соответствующих национальных корней и не воспитанных в католичестве с детства. В "СЕ" даже была на эту тему некая дискуссия, впрочем, вялотекущая и не слишком далеко ушедшая.
Общине русских католиков - Бог, как говорится, в помощь; мне же показалось, что описанная выше ситуация достаточно симптоматична и заслуживает некоторых обобщений. Как всякие обобщения, они довольно схематичны, однако, не описывая реальной картины "в красках", могут дать представление о ее общих очертаниях.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...