Очерки
"В Сочельник - ровно в полночь, когда рождается Христос, все земные создания обретают дар говорить человеческим языком. Просыпаются вдруг и начинают о чем-то шептаться деревья и кусты; дикие звери начинают громко петь ангельскими голосами, забыв о том, что еще минуту назад они тосковали по домашнему теплу и еде; в теплых хлевах переговаривается между собой домашний скот. Если подслушать их разговоры, то можно услышать ответы на все вопросы, можно узнать свое будущее и даже будущее целых народов. Но никому из людей нельзя слушать, о чем говорят все эти, доселе безмолвные, твари Божии. А если случалось, кто-нибудь, нарушив запрет, все же подслушивал их разговоры, то сразу же терял дар речи до конца своих дней и уже никогда ни с кем не мог поделиться услышанным.
Эти сорок лет оказались бесконечным подарком, но было и разочарование, и это - часть моего пути. Вдохновение от Конституции "Gaudium et Spes" борется с ревизионизмом последних 20-ти лет. Иногда кажется, что мы пытаемся повернуть жизнь и историю вспять.
Нечто подобное происходит теперь и в российской католической среде Одни утверждают, что русской католической культуры не существует в природе, так как нет и русского католицизма. Есть польская католическая культура, словацкая, итальянская, французская, немецкая и т.п. Эта точка зрения всячески поощряется определенными православными кругами, которые настаивают на том, что всякий русский обязан быть православным.
Неожиданно для меня этот вопрос вызвал затруднение аудитории. Но когда люди начали пытаться формулировать ответы, а я их затем суммировал, то получился просто Апостольский Символ Веры. И действительно, если мы посмотрим на обряд крещения взрослого или, как это сейчас называют, христианское посвящение, то принятие в общину происходит в связи с тем, что вступающий произносит Символ веры. Он перечисляет вещи, которые объединяют его с другими верующими. Конечно, в Символ Веры включены те вещи, которые можно называть, а ведь в содержание веры входят и другие - плохо формулируемые или совсем не формулируемые вещи - и они тоже приводят в Церковь. В Символе Веры много чего есть: Троица, Церковь - она называется также общением святых, - прощение грехов, Страшный суд. И разных людей влекут к Церкви разные стороны веры.
Идея эта, в общем, не нова. Потребность каким-то образом примирить свое католичество со своей же русскостью естественна и типична для многих католиков России, не имеющих соответствующих национальных корней и не воспитанных в католичестве с детства. В "СЕ" даже была на эту тему некая дискуссия, впрочем, вялотекущая и не слишком далеко ушедшая.
Общине русских католиков - Бог, как говорится, в помощь; мне же показалось, что описанная выше ситуация достаточно симптоматична и заслуживает некоторых обобщений. Как всякие обобщения, они довольно схематичны, однако, не описывая реальной картины "в красках", могут дать представление о ее общих очертаниях.
Живое слово
Почему я люблю Россию...
В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...