О жизни

В городе Чебоксары проживают две женщины-католички, видимо, единственные на всю Чувашию. Они приняли крещение в прошлом году в храме св. Людовика, специально приехав для этого в Москву. Однако Пасху им придется встречать дома в одиночестве, поскольку поездка даже в Казань не представляется возможной - одна из них инвалид, да и размеры зарплаты не располагают... Их крестная мать, одна из московских прихожанок, собираясь навестить своих подопечных, совершила набег на магазин "Паолине", а также на книжные киоски при храмах. Ее интересовали прежде всего такие издания, с помощью которых можно не терять связи с Церковью, а также надежды хоть когда-нибудь посетить мессу. К сожалению, кроме как "Литургией Часов" и литургическим календарем порадовать крестниц будет нечем.
В городе Москве проживает гораздо больше женщин-католичек в непосредственной близости от храмов. Однако многие из них вынуждены вечером в Страстную Пятницу или в Великую Субботу оставаться дома - с ребенком, а бывает так, что и просто из-за болезни. Касается это не только женщин (просто их в Церкви, как известно, больше). В такие вечера остается только "сидеть, поститься, / Да напротив в окно креститься, / Пока оно не погасло", - как сказал поэт. Можно, конечно, прочитать литургию Слова, да представить себе, как оно там сейчас в церкви происходит. Уже, наверное, дошли до пресуществления... Или нет, в Страстную Пятницу пресуществления не происходит? А что происходит? И когда там поют про благословенную вину? А переносят Святые Дары в темницу?
Блажен тот, кто нашел у себя дома в бумажных завалах четыре тоненьких, почти самиздатовских, брошюрки. Изданы они в 1995 г. Духовной семинарией "Мария - Царица Апостолов" (составители Д. Васильчиков, С. Тимашов). На каждой из них наверху обозначено: "Священное Пасхальное Триденствие", а пониже: "Великий Четверг. Месса воспоминания Тайной Вечери", "Великая Пятница. Воспоминание Страстей Господа нашего Иисуса Христа", "Великая Суббота. Литургия Часов", "Воскресение Христово. Навечерие Пасхи". Внутри же - подробное описание соответствующих богослужений, с объяснением всего происходящего, с приложением гимнов, песен и чтений. Читаешь - и вспоминаешь - да-да, именно так все и происходит, и ощущаешь себя там, вместе со всеми, в единстве со Святой Церковью. Воистину, томов премногих тяжелей эти книжечки, и известны случаи, когда они без преувеличения спасали людей, прикованных к дому, к постели, к больному. Теперь они едут в Чебоксары.
Дорогая редакция! Просто не знаю, к кому обратиться! Может быть, кто-нибудь из Издательства Францисканцев, или паулинок, или еще какой-нибудь добрый человек прочитает этот крик души и возьмется за их переиздание, расширенное и дополненное? Возможно, сама семинария? Отцу Сергею Тимашову сейчас ведь не до того...
Анна Марченко
СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ
№13 (362), 24 марта 2002 г.

Один бедный человек попросил у Бога рубль, чтобы купить хлеба, и Бог дал ему неразменный рубль. Сколько бедный не ходил, не покупал, а рубль неразменный оставался у него в кармане целым.
Я тоже прошу у Бога, чтобы Он дал настоятелю нашего прихода отцу Стефану Катинелю неразменный рубль, который бы находился в его кармане на протяжении всей его жизни. Он этого заслуживает: за доброе отношение к своим прихожанам.
В этом я убедилась сама. Меня постигло горе: скоропостижно умер мой единственный сын. Его похоронили по-христиански, по церковному. Только обряд был совершен в православной церкви. Отпевали четыре священника, был большой хор, так как его знали в городе, и хористы пришли проститься, потому что он в этой церкви раньше пел. Меня на отпевании не было.
Поскольку я крестила сына в храме Лурдской Божией Матери на Ковенском, то у могилы сына я дала обещание, что привезу сюда своего священника, чтобы освятил могилу и помолился. Я обратилась к отцу Стефану с просьбой. Он мне не отказал и поехал на могилу в село Рождественно.
Однажды в нашем храме я потеряла сознание и попала в больницу. Отец Стефан и отец Григорий навестили меня и причастили. В Юбилейном году отец Стефан уже посетил мою квартиру. Зная, что я - человек больной и одинокий, о. Стефан находит время после службы в храме подойти и спросить, как здоровье, какая обстановка дома.
Храм стал для меня вторым домом. Низко склоняю свою седую голову перед отцом Стефаном за его доброе, чуткое, внимательное отношение к нам, прихожанам. В своих молитвах прошу Бога здоровья ему на долгие годы.
Антонина Александровна Корюхина
СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ
№ 18 (264), 30 апреля 2000 г.
Здравствуйте, пишет вам прихожанин храма Преображения Господня в Благовещенске. Я интересуюсь историей развития и становления католичества на Дальнем Востоке. Есть некоторые неясные вопросы - подскажите, пожалуйста, где находятся архивы Министра Внутренних Дел за 1896 год. Хочу найти потомков дореволюционного прихода и тех, кто знает что-нибудь об о. Казимире Игнатьевиче Радзишевском.

В самом начале почти ничего не было известно о католиках, которые жили и работали до революции. Только на одной из центральных улиц города сохранился храм. Однако выяснилось, что 6 июля 1893 г., в возрасте 55 лет, умер о. Казимир Игнатьевич Радзишевский, похороненный на общем городском кладбище. Погребение совершил 7 июля 1893 г. протоирей Афанасий Шастин.
О. Казимир был одним из первых, кто проводил службы и "пробивал" строительство храма. Кстати, было интересно узнать, что до появления католического священника погребения проводил православный.
Затем появились другие сведения, сохранился отчет о состоянии кассы римско-католического прихода за период с 11 мая 1902 г. по 1 мая 1903 г. Огромную помощь в поисках оказывают работники нашего краевого музея. Известно, что на 1897 год было 423 католика - 313 мужчин и 110 женщин. Сейчас нашли книги крещений с 1907 по 1922 год, книги венчаний и похорон с 1907 по 1918 гг.
Александр Дю,
г. Благовещенск-на-Амуре
СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ
№ 15 (261), 9 апреля 2000 г.

Здравствуйте, меня зовут Миша. Мне 17 лет, я министрант из магаданского прихода Рождества Христова.

Хочу рассказать вам о нашей приходской школе министрантов. Поводм для ее создания стала мысль о том, чтобы просто организовать молодежную группу. Но потом все-таки решили собрать группу мальчиков, которые хотели бы стать министрантами.
Честно говоря, я не знал, как это будет воплощаться в жизнь, ведь я сам еще очень молод и не знал, с чего начать. В середине января этого года я объявил об открытии нашей школы и начал молиться об этом. В первый же день на занятие пришло восемь мальчиков. Наш настоятель о. Майкл посоветовал начать проводить уроки по изучению Библии, а еще мы с ребятами изучаем литургические термины на латинском языке. И, конечно же, занятия заканчиваются небольшим, но веселым чаепитием.
Потом я подумал, что нам необходимы правила и, таким образом, появился устав нашей школы, включающий в себя 22 пункта. Нашей главной целью и задачей являются помощь людям и дела милосердия. В начале каждого урока мы молимся, а потом рассказываем друг другу о своих добрых делах, которые совершили за прошедшую неделю.
Потом я проверяю у ребят домашнее задание, которое они с радостью выполняют. На уроке мы читаем Священное Писание и размышляем о том, как то, что мы узнали из Библии, связано с нашей повседневной жизнью. Я благодарю Бога за то, что у нас появилась школа министрантов, и я могу посредством такой интересной работы с ребятами славить Господа. Девиз нашей школы: "Мир и добро всем людям".

Михаил Муратов
СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ
№ 17 (263), 23 апреля 2000 г.
Ныне много говорится о возрождении Католической Церкви в России: храмов, административных структур, общин и т. д. Возрождение - сложный процесс. В нем идет соединение прошлых традиций и современного менталитета верующего человека, к тому же принадлежащего к разным поколениям и народам. Поэтому и проявляется большое внимание к истории Католической Церкви в целом и ее отдельных приходов. Это - первый аспект.
Во-вторых, известную роль в развитии религиозного сознания играет Декрет II Ватиканского Собора "Об апостольстве мирян". В нем говорится, что "апостольство мирян, проистекающее из их христианского призвания, не может никогда отсутствовать в Церкви". Декрет подчеркивает, что каждый мирянин должен развивать полученные дарования, соответствующие условиям, использовать личные дары, принятые им от Духа Святого. Следовательно, и ныне представляется интересным изучение вклада отдельных прихожан в деятельность своих общин. К тому же, не только знаменитых личностей. На личность, действующую на определенном историческом фоне, включая и глобальные перемены, обращает сегодня внимание и социальная история.
В связи с этим мне бы хотелось добавить несколько строк к уже опубликованным статьям о храме свв. Петра и Павла в Москве (См. "Свет Евангелия", 1996 г., № 9 и № 27 за 1999 г.).
До "радикальных преобразований" 1918 г. приход храма свв. Петра и Павла проводил большую социальную деятельность. Об этом уже писали. Следует лишь добавить некоторые имена деятельных прихожан.
В 1882 г. деканом и настоятелем стал И. С. Баранцевич, а до него был декан-каноник Пиотровский. Ему помогали два викарных священника, органист, бухгалтер, секретарь. В церковный совет (его состав: председатель, четыре синдика, четыре кандидата, три члена Совета и секретарь) в разные годы входили: П. О. Пирлинг (умер в 1886 г.), который заведовал кассой и надзирал за счетной частью; Б. Бениславский (умер в 1887 г., и совет был вынужден пригласить юрисконсульта со стороны), занимавшийся письмами и ведением судебных и других дел, связанных с юридическими вопросами; Гедвилло А. Ф. и Э. Ф. Штуцман совместно с деканом отвечали за приходскую школу для мальчиков и др.
За порядком и нуждами богадельни для престарелых и неимущих женщин наблюдала Софья Францовна Пирлинг. Богадельня имела собственный денежный фонд, большой взнос в который шел от самой г-жи Пирлинг. Так, в 1887 г., благодаря ее усилиям и усилиям архитектора Э. С. Юдицкого, в помещении богадельни установили вентиляцию.
В сыром здании стало тепло и сухо. Престарелых женщин не оставляли без медицинской помощи: безвозмездно ее оказывал доктор медицины, статский советник К. Х. Бек и аптекарь Ферейн, отпускавший лекарства по низким ценам. В богадельне проживали более З0 человек. Кандидатки в богадельню иногда сами вносили какие-то пожертвования в этот фонд. Среди них значатся следующие фамилии: Макарова - 151 руб. 70 коп., Кравчинская - 50 руб., Афанасьева - 50 руб.
С. Ф. Пирлинг курировала и приходскую школу для девочек. В ней должно было быть два отделения: элементарное и подготовительное. В 1887 г. в ней 8 учителей и гувернанток обучали 175 девочек (из них 130 - проживали, а 45 приходили учиться). Эти данные упоминаются в отчете Совета церкви свв. Петра и Павла за 1887 год.
В данный период Софья Францовна даже провела некоторый ремонт здания школы за свой счет. Отчеты по школе она предоставляла непосредственно Митрополиту всех римско-католических церквей в России. Женская школа находилась в сфере внимания и дамского комитета, а также прихожан французской общины"
Доктор медицины В. В. Пенчковский безвозмездно посещал учащихся обеих школ в случае серьезных заболеваний, иногда по 2 раза в день. Ж. И. Штуцман (супруга синдика) содействовала улучшению гигиены и питания в школах.
Деятельное участие принимали и другие прихожане, например, своими пожертвованиями. В коллектной книжке за 1882 г. Б. Бениславского список лиц, пожертвовавших на школу и ремонт храма, довольно обширный - более 55 человек (на сумму 525 руб.). А по коллектной книжке П. О. Пирлинг сумма составила 875 руб. Пожертвования вносились как ценными бумагами, так и наличными. Можно назвать некоторые имена - действительного статского советника С.Н. Мацевского, горного инженера К. К. Косецкого, потомственного почетного гражданина В. А. Эларова, вдову контр-адмирала Ф. Михареву, А. Оттаво, А. и К. Катуар, И. И. Ценкер, г-жу Дюгамель и др. В результате, на счету храма к 1883 г. имелось 19 500 рублей в ценных бумагах и 23 056 рублей наличными.
В 1886 г. сгорел большой деревянный сарай. На этом месте приход решил построить двухэтажное здание. Безвозмездно руководил работами архитектор А. Е. Вебер, который являлся в тот период членом церковного совета. На первом этаже строящегося здания предполагали устроить комнаты для служащих, а комнаты на втором этаже сдавать внаем.
Таким образом, сегодня для настоятеля и прихожан храма свв. Петра и Павла важно как возвращение и восстановление храма, так и возрождение прошлых традиций. И они упорно трудятся в этом направлении.
Солодова Т. С.,
г. Тула
СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ
№ 39 (237), 24 октября 1999 г.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...